Общение

Сейчас 749 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Выдержки из кн. Е.В.Киреевой «История костюма»,1976

Моду этого периода отличает живописность ярких цветовых сочетаний тканей. Даже в деталях костюма исчезла средневековая дробность. На изготовление модных одежд используются дорогие ткани: шелк, парча, бархат, покрытые вышивкой и украшенные орнаментом с изображением цветов, ваз, гондол. Наиболее модными были цвета зеленый, красно-винный, смарагдовый (изумрудный).

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Головные уборы носили редко, предпочитая покрывать голову вуалью. В моду вошли черные полумаски, которые, чтобы не быть узнанными, надевали при выходе на улицу. Маски были привилегией дворянства.
Необходимым условием приличия считались перчатки. Их шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже украшали вышивкой и изобретенными в это время кружевами. Первые кружева появились в конце XVI века, их шили иглой (а не вязали) и стоили они очень дорого.
Ключи, деньги итальянки хранили в небольших сумках из ткани (богатые — из дорогой), подвешиваемых к поясу.
Веера имели вид прямоугольного флажка. Они представляли собой проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью. Уже со второй половины XVI века появляются складные веера. Иногда веер имел вид опахала, а иногда вместо веера дама держа в руке пучок страусовых перьев.
Зимой итальянки прятали руки в муфты, сшитые из шелковой ткани и отороченные мехом.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Непременной принадлежностью костюма дворянина в XVI веке была шпага, заменившая тяжелый средневековый меч. Ее носили на поясной портупее у левого бедра. Справа к поясу на цепочке прикрепляли кинжал, иногда плоский кинжал — стилет носили за пазухой. Дополнением к костюму служили перчатки, подвесной кошелек, золотые украшения в виде цепи. Головные уборы были разные — и испанские шляпы, и береты; дома носили шляпу типа невысокой фески.

ИСПАНИЯ

В одежде преобладали темные тона, чаще черные. Нарядность в костюме достигалась благодаря сочетанию различных по фактуре тканей: бархата, шелка, шерсти. Отделкой могла служить золотая вышивка и воротники.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Головные уборы носили редко. Как самостоятельный вид женского головного убора служила вуаль. Накинутые на голову или плечи, вуали спускались почти до пола, окутывая фигуру легкой тканью. Такие вуали (мантильи) были необходимой принадлежностью женского испанского костюма.
Дополнением к костюму были перчатки и веера. Уже с XVI века веер (имевший вид шелкового флага) стал неотъемлемой деталью женского костюма. Складные веера появились во второй половине века.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В первой половине XVI века обувь представляла собой мягкие туфли без каблуков, сшитые из цветной кожи или плотной ткани, часто из бархата, с очень широким носком, так называемая «медвежья лапа». Головной убор — берет с жестким околышем. Необходимым дополнением к костюму были перчатки, но их держали в руках. Во время танцев и при входе в храм их обычно закладывали за пояс. Надевали перчатки только во время охоты. Легкую шпагу, заменившую меч, носили слева на поясной портупее, а справа на цепочке к поясу подвешивали кинжал.
В середине века в связи с изобретением вязальной машины, впервые появляются не шитые, а вязаные чулки-трико. Неотъемлемой частью костюма представителей разных классов была фреза — плоский неширокий крахмальный воротник. Прообразом фрезы была сборка вокруг ворота рубашки «на вздержке». С появлением стоячих воротников фреза превратилась в самостоятельную часть одежды.
В конце века в обиход входят кружева, появившиеся вначале в Италии, а затем распространившиеся по Европе. Кружева были предметом роскоши и стоили очень дорого. С середины XVI века берет заменяют высокой шляпой с узкими жесткими полями, богато украшенной вокруг тульи.
Обувью служили мягкие туфли с заостренными носами. Во время охоты надевали чулкообразные мягкие сапоги выше колена, причем более всего ценились белые сапоги с фестонами под коленом.

ФРАНЦИЯ

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

К середине века был изобретен корсет. Обувь стали делать с небольшим каблуком. К концу века сложился порядок траура. В женском костюме он представлял собой сочетание черного платья и белой вуали. Иногда дамы носили парики. Маски стали условием приличия. В моде — складные веера, перчатки, украшенные вышивкой и каменьями, поясные кошельки, поясные зеркальца в оправе, часы в виде луковицы на цепочке, шкурки-блохоловки на шнурке; иногда «блохоловка» имела вид изящной драгоценной коробочки с небольшими отверстиями — в коробочку капали мед, и блохи забирались в нее.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В моде тяжелые ткани — бархат, парча, шелк, сукно. Сшитые из этих тканей костюмы украшались золотыми и серебряными вышивками, иногда расшивались мелким жемчугом. Согласно этикету того времени каждый светский человек должен был иметь не менее 30 костюмов и менять их ежедневно. Именно в это время возникла поговорка: «Дворянство носит свои доходы на плечах». Согласно французской моде, верхняя одежда (распашной кафтан) туго стягивалась на талии поясом. Обувь — тупоносая, с прорезями и вышивкой. Головной убор — «французские» береты, с широкими жесткими полями, поверх которых лежало страусовое перо (главным образом белое). В моду вошли и испанские шляпы с высокой тульей и неширокими полями. Во времена правления короля Генриха II, носившего черные испанские костюмы, этой моде следуют и приближенные. Однако уже в третьей четверти века французская мода отходит от испанской. Костюмы исключительно светлых тонов: розовые, голубые. Мужчины красят и завивают волосы, румянятся, носят в ушах серьги и ток из перьев на голове. Фреза сделалась такой огромной, что стала называться «мельничным жерновом». В это время во Франции впервые появились полумаски, которыми при выходе на улицу прикрывали лицо.
К концу века мужской костюм стал строже. Этому способствовал указ короля Генриха IV об ограничении роскоши и пестроты в костюмах. Дворяне должны были носить темные, но дорогие и изысканные костюмы.. В это время обувь — туфли с розеткой на носке — получила каблук. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски. Мужчины носили длинные, гладко зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькую острую бородку. Модным головным убором считалась шляпа с полями, украшенная белыми страусовыми перьями.

АНГЛИЯ

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Отличительной чертой английского костюма было соединение в одном платье двух воротников: фрезы, часто разрезанной спереди, и воротника на высоком каркасе, имеющего характерную форму двойного полукружия. Костюмы знати украшались драгоценными камнями, жемчугом, вышивкой, прорезями и кружевами.
Костюмы среднего класса и городских ремесленников подражали по форме дворянскому, но без специфически аристократических деталей — каркасов, подкладок.
По постановлению королевы Елизаветы средний класс в Англии не имел права носить шляп. Шляпы были привилегией дворянства.
Необходимым дополнением костюма были перчатки, украшаемые вышивкой, а иногда и драгоценными камнями. Впервые в это время в Англии появились носовые платки, роскошно вышитые, а с конца века — обшитые тончайшими кружевами. Костюмы дополняли и массой драгоценных украшений: поясами, жемчужными нитями бус, впервые появившимися часами. Часы имели овальную форму и назывались «нюрнбергское яйцо». Носили их на цепочке, прикрепленной к поясу.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Темные скромные одежды носили лишь буржуа и пуритане. Во второй половине века внешняя пышность двора королевы Елизаветы повлияла и на мужской костюм. Его шили из тканей ярких цветов, украшали вышивкой и бордюром, драгоценными камнями, а с конца века —кружевами. Фреза, модная в первой половине века, в конце века была заменена отложным воротничком. С середины века в моду входит вязаное трико. Характерным головным убором был богато украшенный берет, чаще с пером.

XVII ВЕК

ФРАНЦИЯ

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

В начале века обязательной частью костюма являлся белоснежный большой отложной воротник, отделанный кружевами ручной работы.
Дополнением к костюму служили перчатки, складные веера, часы, подвешенные к поясу, и поясные зеркальца в дорогой оправе. В моде многочисленные украшения: ожерелья, подвески, диадемы, кольца. Особенно модны жемчужные ожерелья. Нитями жемчуга обвивали руки вместо браслетов. Модным камнем считался алмаз, но гранить его ювелиры еще не умели. Бриллианты появились только в конце века.
Во второй половине века в моду входит длинная трость, на которую дамы опирались во время прогулок, и зонтик, появившийся в это время. Первоначально он служил лишь защитой от солнца. Веер был такой же необходимой принадлежностью туалета, как и ювелирные украшения. Особой популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь. Мушки из черной шелковой ткани обычно представляли собой или небольшой кружочек или какую-либо фигурку, часто очень замысловатую (например, в форме кареты, запряженной лошадьми). Каждая мушка имела определенное значение. В домашней одежде встречаются чепчики, отделанные кружевом и различные наколки.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ.

В первой половине века необходимой частью мужского костюма была белая рубашка с манжетами, отделанными кружевами и с широким, лежащим на плечах воротником, также отделанным кружевом. Без кружев носили рубашки гугеноты — французские протестанты. Обувью служили туфли и сапоги на каблуках, голенище оканчивалось раструбом, а на подъеме могла быть твердая кожаная пряжка; в сапогах можно было явиться даже на бал. Цветные башмаки на каблуках надевали только на бал. Модными головными уборами считались широкополые фетровые шляпы светлых тонов, украшаемые разноцветными (белыми, голубыми и красными) страусовыми перьями. Обязательной деталью дворянского костюма была шпага на перевязи. Перевязь могла быть парчовой, иногда и просто ременной. Дополнением к костюму служили перчатки с раструбом, трость и розетка из лент. Ее носили на груди или на плече куртки в честь дамы сердца. Цвета ее обычно повторяли любимые цвета дамы. Во второй половине века костюм отделывался кружевами, пышные рукава рубашки перевязывали в нескольких местах лентами. В моде парики. Обувью служили туфли с округлым носком — «утиный нос». Дворяне обычно носили туфли белого цвета на высоком красном каблуке (7см.). Часто туфли украшали узким бантом на подъеме, а также шелковой розеткой на носке. На охоту надевали высокие сапоги с раструбом. Шпага крепилась на широком шарфе с бахромой. Головным убором служила шляпа конической формы с узкими жесткими полями, украшенная страусовыми перьями. Костюм дополнялся массой драгоценных украшений, бантом с длинными концами, прикрепленным к левому плечу, и перчатками, украшенными лентами и кружевами. К 60-м годам в моду вошел галстук кроат в виде ленты, отделанной кружевами, завязывающийся бантом.
В 70-е годы изменился цвет парика — вместо белокурого он стал каштановым и увеличился в объеме. Круглая широкополая шляпа постепенно превратилась в треуголку. Сначала поля шляпы расширили и стали загибать по бокам вверх с двух сторон, а потом и с трех. Треуголку украшали галуном. Обычно ее держали на сгибе левой руки, так как огромный парик сам по себе уже заменял головной убор. Каблук на обуви стал ниже.
К 80-м годам костюм стал строже и темнее по цвету. В это время в моду вошли большие муфты на шнурке. Кроме муфты, дополнением к костюму служили перчатки, трость с набалдашником, которую носили щеголи, шпага, часы в виде луковицы. 

ИСПАНИЯ

В первой половине века носить открытые платья и длин¬ные волосы женщинам запрещали. Существовал запрет и на украшение одежды кружевами. Только со второй половины века в Испанию проникает влияние французской моды: женщины получают возможность снова носить длинные волосы, декольте.
Женский костюм дополнялся великолепно отделанным носовым платком, который держали в руках, обычно между указательным и средним пальцами. Выходя на улицу, знатные дамы накидывали на голову и плечи кружевную накидку-мантилью. Дополнением к костюму служили также четки (часто из драгоценных камней). Как и в XVI веке костюм дополнялся веером, без которого не обходилась ни одна испанка. Женщины из народа также носили мантилью и веер.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В начале века костюм и отделка напоминали костюм XVI века. Французские парики, завезенные из Франции, не были приняты. Их носили лишь немногие щеголи. В моде были сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено. Туфли, часто бархатные, украшались серебряными или золотыми пряжками. Только к середине века на испанскую моду начинает влиять французская мода. Исчезла фреза. В моду вошел небольшой отложной воротник. Костюм обязательно дополнялся перчатками. Обычно их держали в руках или надевали лишь одну, на левую руку. С начала XVII века употребление кружев в Испании было запрещено. Костюм отделывали дорогими золотыми вышивками. Шляпы чаще всего носили круглые, отделанные перьями.

XVIII ВЕК

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ

ЖЕНСКИЙ

Силуэт костюма был чрезвычайно женственным, а цвет его — светлым и ярким. Женщина напоминала изящную статуэтку. Все платья этого периода изобиловали украшениями в виде бантов, кружев, цветов, а также богатейшими вышивками. В эти годы головные уборы надевали редко. Голову обычно покрывали легкой накидкой, а во время путешествий — надевали мужскую треуголку. Дома носили небольшие чепчики, отороченные кружевными оборками и украшенные лентами и цветами. Чулки белые и цветные, туфли из атласа на каблуке.
В этот период в моде и ожерелья, и браслеты, и кольца, и золотые часы на изящных цепочках, и декоративные букеты (часто фарфоровые) и, конечно, веера — небольшие расписанные. Чтобы оттенить белизну кожи, на шее носили черную бархотку.

МУЖСКОЙ

В моде было жабо – кружевные оборки у воротника рубашки. Галстук, в виде узкой ленты черного или красного цвета, завязывали большим бантом. Дворяне обычно носили белые шелковые чулки, которые натягивались на кюлоты. В буржуазной среде чулки могли быть цветными. Обувью служили башмаки на невысоком каблуке, украшенные металлическими пряжками. Во время холодов иногда надевали гетры (впервые появились в Англии) — род теплых чулок, закрывающих ногу от щиколотки до колена.
В начале века (до 1715г.) в моде оставались огромные парики, затем их сменили прически рококо, небольшие по объему. Волосы завивали в локоны или гладко зачесывали назад, связывали черной лентой или прятали в черный мешочек — «кошелек». Обычно волосы пудрили. Затем в моду вошли белые пудреные парики. Модным головным убором была треуголка, украшенная галуном или перьями. Но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Шляпа была необходимым аксессуаром для поклонов.
Дополнением к костюму была шпага на поясной портупее и перчатки. Так как в 30-е годы в моду вошел нюхательный табак, то в употреблении были табакотерки и табакерки. Зимой мужчины носили большие муфты.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

ЖЕНСКИЙ

Дополнением к сложному платью середины века обычно служила большая косынка, отделанная кружевами или оборкой. Ее складывали треугольником и накидывали на спину, скрещивая концы на груди. Платья украшали кружевами, букетами, гирляндами из искусственных и живых цветов, бусами. Головные уборы украшали перьями — страусовыми и павлиньими.
Обувью служили туфли на высоком каблуке, сшитые главным образом из парчи, атласа и бархата. Чулки носили светлых тонов.
В 70-е годы усложнились женские прически. Для украшения использовали ленты, цветы, кружева. Ингода на голове была масса драгоценностей, вес которых превосходил вес головы.
Дополнением к костюму служили перчатки, зонтик, трость и лорнет. Лорнет вошел в моду к 80-м годам XVIII столетия
В этот же период на среднеевропейскую моду начинает влиять английская мода. Волосы перестают пудрить, их теперь завивают в локоны. Входят в моду огромные шляпы из шелка, бархата, а также широкополые «английские» шляпы из фетра.
В бурные годы французской революции (1789-1794) и Директории (1795-1779) костюм имел многообразные, часто очень экстравагантные формы. Мода изменялась чрезвычайно часто. В моду входили то тюрбаны из легкой кисеи с массой перьев, то турецкие шарфы ярких расцветок, то (после египетской кампании Наполеона) — кашмирские шали. Шарфы и шали становятся необходимой принадлежностью гардероба. Женщины умело драпировались и закутывались в них. В послереволюционный период женский костюм оставался изящным и легким. Вырез каждодневного платья обычно прикрывался кружевной косынкой. Чулки носили белые или телесного цвета. Каблуки снова вошли в моду только к 40-м годам. Почти никаких верхних одежд женщины в это время не носили, желая казаться «нимфами», даже зимой прикрывались шарфом или закутывались в шаль. В это время возникла французская поговорка: «Нельзя быть модницей, не имея экипажа».

МУЖСКОЙ

В 70-е годы в моду повсеместно входит английский суконный фрак, вытеснивший постепенно французский шелковый кафтан. Жабо и манжеты на рубашке стали уже. Чулки носили белые или полосатые. Обувью служили башмаки с большой металлической пряжкой. Сапоги- ботфорты надевали лишь для верховой езды и для утренней прогулки. Носили парики и собственные волосы, уложенные по моде и припудренные. Так как парики стали выходить из моды, шляпу стали надевать на голову, а не держать в руке. Кроме треугольных шляп, вошли в моду «английские шляпы» — конические, с невысокой тульей и узкими полями. Входил в моду цилиндр, который надевали к рединготу — длинному сюртуку (первоначально надевавшемуся для верховой езды). Во времена революции и Директории костюм молодых щеголей был верхом эксцентричности: они носили короткий жилет, сюртук или фрак с огромнейшими лацканами, широкие панталоны, сапоги с отворотами и огромный широченный галстук, часто из кисеи, закрывающий подбородок. Воротник рубашки крахмалился и наполовину закрывал щеки. Прическа состояла из массы длинных, неровно остриженных волос, закрывавших большую часть лица и спускавшихся на щеки и плечи (так называемая, «собачьи уши»). Головной убор — огромная треуголка. На ленте вокруг шеи висел лорнет со стеклами величиной с блюдце, а в руках — суковатая дубинка.
В конце века из мужской одежды постепенно исчезают бархатные и шелковые ткани ярких цветов. Вместо них в моду входят шерстяные ткани скромных, сдержанных расцветок.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования