Общение

Сейчас 569 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Г. НАУМЕНКО З. НОВЛЯНСКАЯ

На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» — любому из вас ответить проще простого. Ещё бы! Каждый дошколёнок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовёте, наверное, и автора «Незнайки в Солнечном городе», и автора «Дюймовочки», и автора «Сказки о царе Салтане».
Ведь знакомство со всяким рассказом или стихотворением начинается для вас обычно с имени и фамилии человека, который сочинил этот рассказ, это стихотворение.
Но встречались вам уже, наверное, и такие произведения, автора которых не так-то просто назвать. Действительно, кто придумал, например, сказку про Крошечку-Хаврошечку? Или загадку про небо и звёзды? Или песенку «Во поле берёза стояла»? Откуда взялась считалка, с которой начинается игра в прятки? Кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы?
И сколько бы вы ни искали отдельных имён сочинителей сказки, считалки, скороговор-ки — вы их не найдёте. Потому что и сказка, и считалка, и скороговорка создавались не одним-единственным человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей. Л много жизней и много людей, собранных на одном каком-то месте нашей Земли, — это уже народ. Потому и произведения, прошедшие через множество человеческих судеб, передающиеся от деда к внуку, от матери к дочери, от старших к младшим, называют народными. Русские народные сказки, русские народные песни, русские народные загадки, русское народное творчество... Вспомните — ведь вы не раз уже встречались с этими словами!
Русское народное... Это ведь тоже имя автора, правда не автора-одиночки, а автора-коллектива. Только если автор — коллектив, это вовсе не значит, что как-то раз люди собрались все вместе да с ходу, «всем миром» взяли и придумали сказку или песню. Начал придумывать, конечно же, кто-то один, но придумкой своей не мог не поделиться. Ведь людям вообще свойственно как придумывать, так и рассказывать, передавать друг другу. Если придумка оказывалась удачной, было в ней что-то важное и для других, её подхватывали. Раз прозвучав, она не умирала, а начинала путешествовать от человека к человеку. И каждый, кто мог, добавлял что-то своё, старался, чтоб мысль была поточнее, слова поскладнее, случай поинтереснее.
В далёкие времена, когда у людей не было ни грамоты, ни книг, всякая песня, всякая сказка только так и могла существовать — переходя от человека к человеку, через живую речь, из уст в уста. Поэтому всё, что так передавалось и пришло к нам из глубины веков, мы называем теперь устным народным творчеством.
Сейчас все умеют и писать и читать. Книга стала постоянным спутником, другом, учителем человека. И с устным народным творчеством мы знакомимся чаще через печатное слово, чем через устное. Сейчас сказка связана для нас не только с лицом и голосом бабушки, но и с книжной страницей. И мы часто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить совсем рядом с нами. Что вчера во дворе прозвучала какая-то новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла да и переделала по-своему слова знакомой песни. А ведь всё это — самое настоящее творчество, творчество для всех, где для автора главное — создавать что-то новое, нужное, интересное. Где простое «получилось» важнее, чем «это у меня получилось».
Наша книга поможет отыскать дорогу в праздничный и добрый мир — в мир устного народного творчества. Она предлагает быть не просто читателями. Она сделает вас участниками Большой Игры, в которой зазвучат, оживут давным-давно созданные русским народом сказки, песни, загадки.
На этом празднике вы встретитесь со старыми знакомыми — считалками и скороговорками, познакомитесь и с такими произведениями устного народного творчества, которые сейчас редко встретишь: с веснянками, приговорками и закличками.
А ведь у каждой из них своя особая история.
Уже само название «веснянки» подсказывает, что она непременно должна быть связана с весной. И на самом деле так в народе называли песенки, которыми встречали весну, а с ней — свет, тепло, освобождающее землю от снега и холодов. Встречу весны, по обычаю, всегда праздновали в марте, и детям отводилась на этом празднике очень важная роль. Именно дети выходили «кликать» — звать — Весну-красну. В день праздника мамы и бабушки раздавали ребятам особые крендельки и плюшки, выпеченных из теста «куликов» и «жаворонков», с подрумяненными крылышками и глазами из сушёных ягод. Дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, влезали на деревья, на крыши, и каждый старался подбросить своего «кулика» или «жаворонка» как можно выше, к самому солнышку. В это самое время то тут, то там над деревней раздавались веснЯнки. В них дети просили птиц — обычно куликов и жаворонков — прилететь и принести с собой тепло, принести ключи от весны и запереть на замок зимние холода. Так и действием и словом старались люди помочь дружному наступлению весны. Ведь от того, когда и какая придёт весна, зависит урожай, а значит, и благополучие, достаток. И не случайно весну полагалось звать детям: человек, у которого вся жизнь впереди, казался связанным с весной, с «утром года», теснее, чем все другие. Веснянка — это всегда обращение. Обращение не от себя одного, не от «я», а от «мы», и просьба не для себя, а для всех. Приговорки и за клички — ближайшие «родственницы» веснянок. «Закличка» — это поэтическое обращение к радуге и дождю, к ветру и солнцу, обычно с просьбой о перемене погоды: о тепле — в долгое ненастье или о влаге, дожде — в засуху. В «приговорках» обращаются к птицам, зверям или растениям: цветам, грибам, ягодам. В давние времена люди верили, что если речь свою построить по-особому, то мир природы поймёт человека. Поймёт его заботы и трудности, откликнется и поможет. А тогда — удачливы будут охота и рыбная ловля, богатый взяток у пчёл, лес щедро одарит грибами и ягодами.
Вот какой важной, настоящей жизнью жили раньше веснянки и заклички. Другая жизнь была и у сказок, и у загадок, и у песен. Вслушайтесь в сами их названия. Сказка должна сказываться кем-то кому-то, загадка — загадываться. Песня только тогда и песня, когда её поют. Им, наверно, не очень-то весело просто смотреть на вас с книжной страницы. И в ваших силах сделать так, чтобы и новые знакомые — веснянки, заклички, и старые друзья — сказки, песни, загадки, скороговорки жили не только книжной жизнью, но ещё и своей прежней, настоящей — устной. Для этого нужно только одно — устроить настоящий праздник. А настоящий праздник — это всегда дружное, общее действие людей. Дело, в котором нельзя делиться на «хозяев» и «гостей», на «исполнителей» и «зрителей». Ведь на настоящем празднике никто не ждёт, чтобы его развеселили и удивили. На празднике по-настоящему весело только тому, кто не просто смотрит, как другие танцуют, играют, поют. Весело тому, кто сам поёт песни, сам водит хоровод, сам загадывает и отгадывает загадки. Вот такой праздник, где каждому хватит дела, где каждый сразу и гость и хозяин, праздник устного народного творчества и поможет устроить книга.

От составителей

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования