Общение

Сейчас 487 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

(Примечания для организаторов «Детского фольклорного праздника»)
Наша книга не только для чтения. Эта книга — для общего дела взрослых и детей, потому что никакого праздника не может быть без дружного участия всех, всех, всех.
Как же это устроить?
Человек, которому от роду семь-восемь или девять лет, всегда полон неуёмной тяги к действию, стремлением всё попробовать самому. Его пока чаще интересует само дей-ствие, чем то, что получится, ему важнее делать, чем сделать.
Именно поэтому, наверно, дети так часто удивляют взрослых своим, казалось бы, ничем не оправданным непостоянством: начал одно, схватился за другое, а там, глядишь, уже чем-то третьим занялся, да так ничего до конца и не довёл.
Эта особенность не будет доставлять организаторам никаких хлопот, если предоставить детям возможность, во-первых, действовать, а во-вторых, менять действие прежде, чем оно успеет надоесть. Поэтому занятия, которые мы выбираем для детей, должны быть и краткими, и разнообразными, и заключать в себе возможность быстрого получения результата.
Другая черта маленького человека — это яркое и всесильное воображение, позволяющее в с ё превращать во всё, легко преобразовывать мир, заключать временные союзы между самыми, казалось бы, далёкими, никак не связанными вещами и явлениями. Младший школьник всегда хочет быть немножко волшебником, изменять происходящее вокруг по своему «хотению». Эту свою потребность он постоянно удовлетворяет в игре. Игра — прекрасная школа воображения, поэтому любой ребёнок умеет по отдельной детали, намёку «довообразить» картину целого, по одному названию может представить отсутствующий предмет, может «обойтись» его заместителем.
На активное проявление этой чудесной способности возраста и рассчитан наш праздник. Он невозможен без создания особого игрового настроя, особого «поля» для работы воображения детей.
Ещё одна особенность младших школьников: им очень легко начать двигаться, шуметь, смеяться, кричать и бегать, но очень трудно вовремя остановиться, замолчать, тихо сесть на своё место. В таких случаях плохо помогают и призывы к порядку, и увещевания, и окрик. Тем более, что они по природе своей несовместимы с необычным настроением праздника. Тут на помощь нужно звать выдумку, воображение, хотя это и много труднее, чем одёрнуть, сделать замечание, вывести из зала. Но если мы вспомним, как привлекает внимание ребят всё яркое, новое, необычное, если сознательно возьмём на вооружение эту способность самого буйного озорника на мгновение замереть при странном звуке, при необычном движении взрослого, изменении интонации, мы легко найдём нехитрые средства управления шумной ребячьей ватагой.
И ещё одну простую истину нам всегда нужно помнить: дети все разные. Одни — бойкие, другие — застенчивые. Один ловок, силён, легко двигается. Другой легче отгадывает загадку, чем попадает в цель мячом. Некоторые хорошо поют и танцуют, а иные удивляют своей немузыкальностью, но зато прекрасно подражают движениям животных, умеют в голосе выразить настроение.
Мы — тоже разные. И одними делами всегда любим заниматься с детьми больше, чем другими. Но если уж наша цель — праздник для всех, нужно постараться сделать так, чтобы каждый в этот день чувствовал себя интересным, сильным, смог показать, на что он способен. Поэтому, подбирая игры и задания для «Праздника», не стоит ориентироваться только на себя, на собственные интересы и способности, — главным ориентиром должны оставаться дети.
Для взрослого человека подготовка «Детского фольклорного праздника» должна, наверное, начаться с простого вопроса: «А как я сам отношусь к игре? Умею ли играть? Не забыл ли, как это делается?»
Дети готовы к игре всегда уже просто потому, что они — дети. Поэтому успех праздника во многом будет зависеть от того, насколько готовы к ней взрослые. Готовность к игре — это не просто знание того, что за чем идёт, и по каким правилам. Готовность к игре — это прежде всего самое серьёзное отношение к ней. Только почувствовав, поверив, что вы не просто распоряжаетесь игрой, а сами играете, ребята легко пойдут за вами, как они всегда идут за ведущим в любой игре.

* * *

Каждому, кто захочет подарить детям «Фольклорный праздник», придётся поработать с музыкальным материалом нашей книги. Эта работа не будет особенно трудоёмкой, ведь напевы народных детских песен отличаются простотой и ясностью. Исполнять их несложно: мелодии чаще всего состоят из двух-трёх нот, учитывают возможности ребячьих голосов. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать ни очень высоких, ни слишком низких звуков. Движение звуков в народной детской песне можно представить как бег по лестнице сверху вниз; можно бежать, наступая на каждую ступеньку, а можно перескакивать через одну. Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя, такие песни легко исполнять в движении, в играх.
Народные детские песни исполняются в ускоренном темпе, но плавно и без скачков. Самый популярный размер — две четверти. А что же это за размер? Если равномерно хлопать в ладоши, делая на каждый первый из двух хлопков акцент (ударение), то это и будет ритмическое исполнение размера две четверти. Если же акцентировать каждый первый из трёх хлопков, то это будет размер — три четверти.
Произведения детского музыкального фольклора ребятам легко запоминать, ведь маленький отрезок мелодии, называемый мотивом, часто повторяется в песне, не изменяясь. Да и сами заклички, приговорки, веснянки, игровые припевы и песни обычно невелики по объёму. Они как бы заранее рассчитаны на быстрое запоминание и исполнение в движении. Ведь, исполняя песню в игре, в движении, трудно со-средоточить всё внимание на тексте и напеве. А народные детские песни чаще всего как раз и сопровождают игры, исполняются в движении. Внимание детей в это время сосре-доточено на содержании игры, на развитии её сюжета, на своей роли в этом сюжете. Такое пение в игровой обстановке приближается скорее к декламационной речи, называемой мелодическим речитативом. У детей разные вокальные и физические возможности. Ребёнок исполняет мелодию так, как позволяет голос. Но вместе с тем дети могут импровизировать, то есть изменять мелодию, внося в неё новые элементы. Такое исполнение и будет настоящим, фольклорным.

* * *

Сценарий «Фольклорного праздника» не обязательно использовать целиком. Можно по желанию выбрать какую-нибудь из четырёх его частей — одно «время года». При необ-ходимости можно пополнить эту часть играми, помещёнными в книге отдельно. В таком случае для участия в «Празднике» достаточно учеников одного класса. Если же сценарий используется полностью, то предполагается, что в «Празднике» будут участвовать два-три класса. Облегчить подготовку «Праздника» можно, распределив части сценария по классам.
Как мы уже говорили, удобнее проводить «Праздник» целиком в зале, без использования сцены — тогда не потребуется сложных переходов детей со сцены в зал для игры и обратно. Не менее важно и то, что сказки будут проходить в ряду других игр на площадке посреди зала, в окружении детей, и не будут выделяться как маленькие «спектакли» — весь «Праздник» обретёт более цельный характер. Все участники будут постоянно присутствовать в зале, а не «прятаться» за кулисами, дожидаясь своего «выхода», и дети не будут делиться на «артистов» и «зрителей». Такая форма наиболее соответствует духу народного детского праздника, который лежит в основе сценария. (Можно провести такой «Праздник» и в пионерском лагере — прямо на открытом воздухе, где прекрасной естественной «декорацией» послужит живая природа.)
Стулья лучше расставить не по четырём стенам зала, а по трём, одну оставив свободной — подле неё-то и будет находиться основная игровая площадка для сказок, хотя действие порою может распространяться и на весь зал. Если в зале есть сцена, то свободной от стульев лучше оставить именно эту сторону зала — сцену можно использовать как игровой фон, устанавливая на ней панно с «временами года».
Если сцена невысокая — об одну ступеньку — и не оборудована кулисами, то есть является частью зала, то её можно использовать и как игровую площадку. Но и в этом случае лучше всё же оставить зал свободным для игр, а ряды стулев справа и слева продлить до четвёртой стены, по бокам о сцены (даже если для этого придётся поставить стулья на сцену). Тогда игровая площадка-сцена всё равно окажется окружённой с трёх сторон детьми и не будет обычного разделения на «сцену» и «зрительный зал».
Стулья под стенами лучше ставить в один ряд. Если мест окажется Недостаточно, можно добавить ещё один ряд, с частыми проходами в нём, чтобы детям из второго ряда было удобно выходить на площадку и садиться обратно.
В подготовке «Фольклорного праздника» нужно обязательно учесть, что это не спектакль, а Большая Игра, в которой основной упор делается на инициативу и импровизацию детей. Важно тщательно продумать организационную сторону «Праздника» в соответствии с конкретными условиями и теми целями, которые будет ставить школа в его проведении. (В роли ведущих должны выступить пионервожатые или старшеклассники, от их умения увлечь и организовать ребят в ходе Игры будет многое зависеть.)
Несколько выделяются в сценарии сказки, представленные в виде маленьких «пьес». Но полезно будет настроить участников таким образом, чтобы и к сказкам они относились не как к «простеньким спектаклям», а как к «сложным играм». Непременным представляется лишь одно условие: участник сказки-игры должен знать текст своей роли наизусть и не заменять его «своими словами». Знакомство с красочным народным языком и бережное отношение к нему — один из существенных воспитательных моментов «Фольклорного праздника».
Тем больше свободы можно дать детской импровизации в самом «разыгрывании» сказок. Следует лишь помочь им хорошо разобраться в «правилах» сказки-игры, чтобы они поняли её основной смысл, задачи и цели своих персонажей, их характеры. Нужно помочь им ощутить юмор, заложенный в сказках.
Репетиций с «движениями» должно быть как можно меньше—детям может наскучить сказка до того, как они должны будут «разыграть» её на празднике. Исчезнет свежесть первоначального азарта, уйдёт непосредственность первого восприятия событий сказки. Вместо этого появится заученность и вымученность движений. Маленькие «артисты» начнут демонстрировать разученную игру «зрителям». А надо, чтобы на празднике участники сказки играли в неё, (а не её!) прежде всего для себя. Поэтому в репетициях, когда участники усвоят текст, полезно «проходить» сказку не так, как это будет на празднике, не закреплять одни и те же движения (кроме самых основных положений). Можно проводить репетиции в форме игры: предлагая участникам разыграть импровизационно ту или иную отдельную ситуацию сказки. Полезно также обговаривать и обсуждать с участниками, как им нужно вести себя в тот или иной момент игры-сказки, а не заставлять их по многу раз показывать это — так обычно подробно обсуждаются пра-вила игры, прежде чем она начнётся. Главное — это разбудить детскую фантазию и подтолкнуть её в верном направлении, подогреть в участниках желание выйти наконец на площадку и сыграть в игру-сказку. Пусть их «игра» с точки зрения театра будет несовершенной, зато она останется искренной и увлечённой, а значит, и увлекательной для остальных детей, которые пришли не на спектакль, а на «Фольклорный праздник». Тем охотнее покинут они свои места, чтобы тоже принять участие в сказке-игре.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования