Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

«СУД ПТИЦ» (Указания по постановке)

Эта сказка делится на три части, между которыми условно проходит некоторое время. Но мы постараемся разыграть сказку так, чтобы никаких остановок и перерывов между частями не было.
В первой части главное — это разбойничий налёт Вороны на гнёзда Иволги и Малиновки.
Во второй части Сыч приходит к Орлу с жалобой на разбойницу-Ворону и Орёл приказывает призвать Ворону на суд.
Самая важная — третья часть: суд над Вороной, который заканчивается изгнанием Вороны из леса.

* * *

Пока Весна рассказывает начало сказки, на площадку выходят Иволга и Малиновка. Они выносят свои «гнёзда», (Другие Птицы могут помочь им. «Гнёзда» установите на двух стульях. Потом Иволга, заметив Ворону, перевернёт стулья спинками вперёд—«спрячет» от Вороны «гнёзда». Стулья для «гнёзд» нужно поставить недалеко друг от друга, но всё же на некотором расстоянии.)
Иволга и Малиновка хлопочут возле своих «гнёзд»: поправляют их, подтыкают «соломку», внимательно проверяют, хорошо ли уложены «яички», и так далее.
Первой завершает свои хлопоты Малиновка — как раз в тот момент, когда Весна заканчивает вступление к сказке. Она полюбовалась своим «гнёздышком» и присела от-дохнуть. Потом подзывает к себе Иволгу и собирается уходить. Иволга к этому времени тоже закончила устройство «гнезда».
Настроение у обеих Птиц весеннее: они веселы, беспечны, довольны своими «гнёздышками». Но всё же когда Иволга остаётся одна, она тревожно «летает» между двумя «гнёздами», стережёт их.
Ворона, появившись на площадке, пусть долго идёт по залу, прежде чем подойти к Иволге. Говорить она может на ходу или во время остановок. Ворона устала тащить тя-жёлую корзину с наворованными яйцами: несколько раз она останавливается, чтобы отдохнуть — ставит корзину на пол, меняет руки, отирает вспотевший лоб.
Ворона довольна собой и удачной «охотой»: она бесстыдно хвастает перед ребятами, сидящими в зале, своими воровскими подвигами, даже гладит себя «по головке» — вот, мол, какая я умница! А после слов «и сытая, и весёлая» может поплясать, пока её не окликнет Иволга.
Иволга, издалека завидев Ворону, «спряталась»: присела рядом с «гнездом» (за стулом), притаилась, слушает всё, что говорит Ворона. Та пока «не замечает» Иволгу.
Но когда Ворона пустилась в пляс, Иволга возмутилась, не выдержала: вскочила, напустилась на Ворону с упрёками — хочет устыдить её.
Ворона поначалу испугалась — даже присела от неожиданности. Но как только увидела, что это кричит на неё всего лишь маленькая Иволга, сразу стала нахальной, рассердилась на Иволгу за то, что та заставила её испугаться. Ворона решительно идёт к «гнезду», но Иволга становится у неё на пути.
Иволга храбро защищает свои «яички» от воровки, пытается усовестить её и не подпустить к «гнезду».
Ворона не слушает Иволгу, пробует обойти её. После своих слов «Не даёшь, так я сама возьму!» Ворона отталкивает Иволгу, подбегает к «гнезду» и торопливо перекладывает «яички» в свою корзину. Потом замечает второе «гнездо», перебегает к нему и тоже быстро опустошает. При этом Вороне приходится отбиваться от Иволги.
Иволга всё это время пытается всячески помешать Вороне, но та сильнее, поэтому верх остаётся за Вороной.
Во время этой неравной «борьбы» Ворона покрикивает на Иволгу, а та и просит, и умоляет, и грозит.
После слов Вороны «И скорлупочки не оставлю!» Иволга от отчаяния расхрабрилась: она хватает Ворону и оттаскивает от «гнезда».
Но Ворона вырывается, грубо отталкивает Иволгу, забирает последние «яички» и поспешно уходит, с трудом волоча «тяжёлую» корзину.
Во время «схватки» Вороны с Иволгой можно устроить такую игру: как только Иволга подходит к Вороне слишком близко, та каждый раз больно «наступает» Иволге на ногу (конечно, не по-настоящему: просто Ворона сильно топает ногой рядом с ногой Иволги). Иволга кричит «ой!», поджимает «отдавленную» ногу и отскакивает на одной ножке от Вороны. (Потом Иволга некоторое время может прихрамывать.)
Иволга, оставшись одна, садится рядом с пустым «гнездом» и громко причитает.
Малиновка, прибежав, сразу же бросается к своему «гнезду» и, убедившись, что оно пустое, тоже начинает громко причитать. Они садятся рядышком, обнявшись, как две подружки, и плачут, уткнувшись друг другу в плечо.
Сыч, хоть его и разбудили не вовремя, приходит весё- л ы й. Он подбадривает Иволгу и Малиновку, даже подсмеивается над ними. Но когда он узнаёт, что случилась беда, сам становится печальным, озабоченным, растерянным. Он сердито ходит взад-вперёд: старается придумать, как наказать Ворону, как своих деток от неё спасти — у него ведь тоже Сычиха яйца в гнезде высиживает. Да ещё Иволга подзадоривает его.
Наконец Сыч принимает решение: «Лететь в каменные горы, к сизому Орлу!» — и быстро «улетает».
Иволга и Малиновка сразу же перестают плакать и кричат вдогонку Сычу напутственные слова.
На этом заканчивается первая часть сказки. Но чтобы в игре не было остановки, можно сделать, например, так: Сыч не сразу после ухода сядет на своё место, а «полетает» не-много вокруг зала, приговаривая: «Погоди, Ворона, погоди, негодница! Уж найдём на тебя суд! Уж найдём на тебя расправу!»
Иволга и Малиновка за это время с помощью других Птиц быстро уберут свои «гнёзда» (ведь они больше нам не понадобятся) и «улетят».
А на их место выйдут Орёл и Воробей. Они переставят стулья и устроятся на них.
Это займёт всего несколько секунд, и теперь Сыч может отдохнуть, а Орёл и Воробей начнут вторую часть сказки.
Орёл сядет на один стул — это будет его «трон». А на другом Воробей разложит свои «бумаги». «Читать» и «писать» Воробей может, присев перед стулом на корточки или став на коленки, ведь он у Орла всего лишь «секретарь».
Орлу сначала скучно. Пока Воробей разбирается в своих бумагах, Орёл зевает, ловит мух — «развлекается».
Когда Воробей начинает докладывать о происшествиях, Орлу всё ещё скучновато: дела всё какие-то мелкие, незначительные, пустяковые. А Орёл считает себя очень умным и хочет проявить свой ум на трудном, сложном деле. Но всё же он важничает: перед тем как принять решение и сказать Воробью: «Пиши!» —он несколько секунд «думает», приложив палец (или «крыло») ко лбу.
Воробей быстро «записывает» решения Орла. Он нарочно не сразу говорит Орлу о самом важном деле — о вороньем разбое, чтобы раззадорить его.
Орёл, услышав, что пришёл Сыч с жалобой на Ворону, оживился, заинтересовался. Сел поудобнее, приосанился, поправил костюм.
Сыч настроен решительно. Ему очень важно добиться от Орла защиты для себя и наказания для Вороны. Здороваясь, Сыч вежливо, низко кланяется Орлу, но потом очень напористо «наседает» на него с жалобой. Он скорее требует, чем просит помощи. Говорит громко.
Орлу не нравится, как ведёт себя Сыч. Он пугается такого напора: ему и с Вороной связываться неохота, и «трон» свой покидать лень — лететь в дальний лес. Орёл сердится на Сыча, кричит на него, машет на Сыча «крылом» — уходи, мол,—даже вскакивает с «трона»: вот-вот выгонит!
Сыч не унимается, но ничего не может от Орла добиться.
Воробей стоит рядом с «троном», чуть сзади, и незаметно для Орла делает Сычу подбадривающие знаки — он сочувствует Сычу.
Но когда Воробей видит, что Орёл совсем рассердился, даже с «трона» вскочил (после слов «Много чести будет негоднице!»), Воробей вмешивается и помогает Сычу. Он вежливо усаживает Орла обратно на «трон» и тихо, на ушко (но так, чтобы все в зале слышали!) шепчет ему свою подсказку. Он шепчет Орлу будто бы по секрету от Сыча, но на самом деле хитро пугает Орла: Воробей знает, что Орёл страсть как любит судить — а судить ему будет некого, если он не уймёт Ворону!
Орёл и в самом деле после таких слов Воробья задумался, теперь уж по-настоящему — даже в затылке почесал. Бормочет себе под нос, растерянно прикидывает, как ему поступить: и Воробей прав, и в лес лететь неохота. Не знает Орёл, на что решиться.
Тут Сыч ещё раз попросил Орла, в ноги ему бухнулся — испугался, что Орёл так ничего и не решит.
Орёл наконец придумал решение и важно отдаёт приказы.
Но для Сыча решение Орла неожиданно, он сомневается: верно ли решил Орёл?
А Воробей спешит поскорее увести Сыча, пока Орёл опять не рассердился и не передумал. Он оттаскивает Сыча от Орла и заставляет пуститься в путь. Оба «улетают».
Здесь заканчивается вторая часть сказки. Чтобы не делать «перерыва», но всё же показать, что между второй и третьей частью прошёл «целый день», можно сделать так.
Орёл после ухода Воробья и Сыча устроится поудобнее на «троне» и «заснёт» — всего на несколько секунд. Когда он «проснётся» — будет уже «другой день»! «Проснувшись», Орёл может зевнуть, потянуться, встряхнуться — и после! этого начинать третью часть сказки.
Теперь Орёл беспокоится, что Воробья долго нет. Он встаёт с «трона», ходит туда-сюда, высматривает Воробья.
Как только Орёл увидит Воробья, он быстро — до его прихода — садится на «трон» и принимает грозный вид.
Воробей после дальней дороги очень устал — прежде всего ему нужно отдохнуть, отдышаться. Он наскоро поздоровался, поклонился Орлу и плюхнулся на свой «секретар-ский» стул — тяжело дышит, обмахивается «крылышками».
Воробей не сразу отвечает Орлу — а у того нетерпение всё больше разгорается: Орлу хочется поскорее узнать, какие вести принёс его посол. Воробей рассказывает с оста-новками, никак не отдышится. А Орёл никак из него самое главное не вытянет: привёл Воробей Ворону или нет? Сердится Орёл, что Воробей так долго рассказывает, а Воробью того и надо: рассерженный Орёл строже будет судить Ворону— за то, что она и ему, самому Орлу, столько хлопот доставила! Вот Воробей и распаляет Орла своей медлительностью, хочет немного позлить его.
Наконец Воробей встаёт, чтобы привести Птиц: «Лечу, лечу, батюшка Орёл!» Теперь на площадку выходят «обвиняемая»— Ворона, «обвинитель» — Сыч и две «свидетельни-цы»— Иволга и Малиновка. Начинается суд.
Сначала все хором здороваются с Орлом и кланяются ему.
Ворона должна успеть, пока Птицы говорят Орлу: «Дай нам праведный суд на обидчицу!» — подбежать к Орлу и попытаться льстиво поцеловать у него «руку» или край одежды. Орёл должен постараться не дать ей этого сделать.
Воробей же оттаскивает Ворону от Орла и расставляет всех по местам: «разбойницу» — по одну сторону от «трона», «свидетелей» — по другую, а сам устраивается у своего стула рядом с Орлом. (Во время суда Воробей может «писать протокол». «Столом», как и прежде, будет служить ему стул.)
На суде идёт борьба между «обвинителями» и «обвиняемой»: каждый стремится «перетянуть» Орла на свою сторону. Птицы горячатся и волнуются, а Ворона ведёт себя спокойно и уверенно. Она прикидывается добренькой, говорит с Орлом нежным голоском. Но когда Ворона обращается к Птицам, она по-прежнему груба. Успех перехо-дит попеременно то к Птицам, то к Вороне — Орёл не знает, кому верить, и принимает то сторону «свидетелей», то сторону Вороны.
Птицы, по очереди обвиняя Ворону, выступают вперёд. В запальчивости они могут подходить поближе к «трону».
Ворона, когда оправдывается, тоже норовит подскочить к Орлу: она подлизывается к судье — то «пылинку» с Орла сдует, то «травинку» стряхнёт.
Воробей следит за порядком: вскакивает со своего места и отгоняет от Орла тех, кто подходит к нему слишком близко. Особенно рьяно, конечно, отгоняет он Ворону. Иногда Ворона и «свидетели» в споре воинственно наскакивают друг на друга — тогда Воробей разнимает их.
Когда Ворона оправдалась третий раз (после того как её обвиняла Малиновка), Птицы-«свидетельницы» вместе с Сычом поднимают страшный шум — они кричат все вместе. Воробей пытается утихомирить их.
Ворона в это время подходит к Орлу и по-свойски, льстиво нашёптывает ему, хочет окончательно «склонить» Орла на свою сторону.
Орлу нравится лесть, он уже готов согласиться с Вороной. Но Воробей отталкивает её, делая вид, что защищает Орла от хитрой воровки. Воробей знает «слабое место» Орла— он тоже польстил Орлу и тем самым хитро настроил его против Вороны.
Орёл тут же спешит продиктовать своё решение, чтоб покончить наконец с этим делом, пока Ворона опять не сбила его с толку.
Сыч, Иволга и Малиновка радуются, обнимают друг друга — они победили! Они могут попрыгать и крикнуть разок «ура!» — у них праздник!
А Ворона опускается перед Орлом на колени, хнычет и канючит: она пытается вымолвить у судьи прощение.
Птицы наскакивают на Ворону, Воробей их удерживает.
Тогда Ворона поднимается и опять становится грубой и нахальной.
Тут Орёл совсем рассердился и призывает на помощь Птиц из зала. «Прилетают» несколько Птиц и вместе с Иволгой, Малиновкой и Сычом окружают Ворону, «щиплют» её и «клюют».
Ворона останавливает их криком «Ой-ой-ой!». Но после, слов Воробья «Поделом тебе, Ворона-разбойница!» Птицы с криком гонят Ворону по залу. «Полетав» немного, они все садятся на свои места. (Пусть ребята в зале со своих мест помогут возгласами «гнать» Ворону.)
Затем Весна заканчивает сказку, Орёл и Воробей уносят стулья и тоже садятся на свои места.

ХАРАКТЕРЫ ПЕРСОНАЖЕЙ

Орёл. — С виду важный и грозный. На самом деле — глуповатый судья, который очень хочет казаться умным. К тому же он с ленцой.
Орёл любит поворчать. На Воробья он покрикивает, как начальник на подчинённого. Но вместе с тем Орёл знает, что без Воробья он ни с каким делом не справится. Поэтому Орёл слушается Воробья, но делает вид, что он «сам придумал».
Когда Воробья долго нет (в начале третьей части), Орёл не на шутку испугался, растерялся, забыл про свою важность.
Воробей.— С виду серенький, скромненький, незаметненький. Но зато — умненький. Знает, как заставить Орла плясать под свою дудку. Подсказывает Орлу решения хит-ренько, так, что тот и не замечает, что Воробей им крутит, как хочет.
Воробей — добрый, он сочувствует Птицам и заодно с ними против Вороны. Шустрый, подвижный.
Иволга. — Хозяйственная, заботливая, ласковая, добрая. Ворону уговаривает жалобно. Плачет тихо — горько всхлипывает.
Малиновка. — Весёлая, легкомысленная, суетливая хлопотунья. Более подвижная, чем Иволга: и плачет она громче (скорее, голосит), и на Ворону набрасывается смелее. Непоседа.
Сыч.— «Мужичок с ноготок». Сначала добродушный, но потом очень зол на Ворону-воровку. Сыч и на Орла не боится «пошуметь» — за то, что тот никак решение не примет и что суд плохо ведёт. Очень решительный и настойчивый.
Ворона. — Наглая, нахальная, крикливая, грубая. (Хорошо, если играть «в ворону» будет более рослая девочка, чем другие «птицы».)
Ворона жадная и трусливая. Не боится она только маленьких и слабых. Перед Орлом — лебезит, говорит «медовым» голосом, даже «посюсюкать» может, как маленькая девочка. Ворона прикидывается перед ним невинно обиженной, бедненькой, несчастненькой. И слезу перед Орлом пустить умеет. Но всё это она делает фальшиво, неискренно.

* * *

Все мальчики и девочки, которые будут играть «в птиц», могут использовать некоторые птичьи повадки. Не всё время, конечно, а в какие-то моменты сказки.
Например, когда кто-нибудь из вас «улетает» или «прилетает», сделайте это так, как вы делаете в игре «полетушки»: помашите «крыльями».
Попрыгав на месте на двух ногах, похлопывая себя по бокам «крыльями», можно выразить своё возмущение или, наоборот, радость — ведь эти движения можно проделать с разным настроением.
Понаблюдайте птичьи повадки и в игре попробуйте немного подражать им — сказка станет веселее, подвижнее и увлекательнее.

КОСТЮМЫ. ИГРОВЫЕ ДЕТАЛИ

У наших Птиц, как и у всех животных и зверей в сказках, характеры человеческие. Поэтому и в костюмах давайте сделаем их немного похожими на птиц, а немного — на людей.
Для всех Птиц сделайте шапочки (или ленточки вокруг головы) с разными «клювами». К «клювам» можно приделать по бокам пуговицы — это будут «глаза». Лица не нужно закрывать масками — пусть они останутся живыми и выразительными, и вам будет всё хорошо видно.
На руки все Птицы пусть наденут большие перчатки, оставив «пальцы» пустыми: они будут болтаться и напоминать «крылышки». А можно сделать и так: привязать к пальцам рук настоящие птичьи перья.
Иволга и Малиновка могут надеть ситцевые пёстрые юбочки и кофточки, а на голову повязать ситцевые платочки.
Сычу наденьте косоворотку и сапоги — он «мужичок».
Воробей может быть просто в сереньком костюмчике.
Вороне лучше надеть чёрное платье (или чёрную юбку с чёрной кофтой) и чёрный платок. Перчатки у неё могут быть красными — ведь она «разбойница».
Остальные Птицы, которые появляются в конце, пусть оденутся наподобие Иволги, Малиновки и Сыча.
Орла оденьте немного иначе — он «судья».
Сделайте ему из плотной бумаги или из картона квадратную шапочку с кисточкой — такая шапочка называется «судейская конфедератка». К этой шапочке приделайте орлиный «клюв».
Из полосы красной материи соорудите «судейскую мантию». Она должна быть собрана и закреплена вокруг шеи, а руки — спрятаны под «мантией». В руки Орёл возьмёт палочки (палочки нужно прикрепить к «мантии» изнутри). Если Орёл разведёт руки с палочками под «мантией» в стороны и одновременно вверх — у него над головой «вырастут» большие «крылья». Опустив руки с палочками накрест вниз, можно эти «крылья» «сложить».
К сапогам (или к ботинкам) Орлу можно приделать «шпоры».

* * *

Поскольку наши «птицы» будут намного больших размеров, чем настоящие лесные пичужки, то и «гнёзда» их, и «яйца» должны быть, конечно, не натуральной величины, а большие, преувеличенные. Тогда они получатся одновременно «сказочными» и «игрушечными», ведь у нас сказка-игра! К тому же они будут хорошо видны всем ребятам из зала.
Для «гнёзд» можно использовать старые мотоциклетные шины (покрышки), обмотав их травяной мочалкой. Дно им приделывать совсем не обязательно — можно положить «яй-ца» внутрь прямо на пол. (Если «гнёзда» будут лежать на стульях — значит, на стул.) Можно использовать для «гнёзд» и неглубокие плетёные корзинки, наложив туда той же мочалки.
«Яйцами» прекрасно послужат нам шарики от настольного тенниса, теннисные мячи и даже цветные резиновые или пластиковые мячики (не очень крупные) —что из этого найдётся под рукой. «Яички» Иволги могут отличаться от «яичек» Малиновки, но в каждое «гнездо» положите несколько одинаковых «яичек».
А вот у Вороны «яйца» могут быть самые разные — у кого только она их не наворовала! Совсем не нужно собирать такую уйму мячей, чтоб заполнить «яйцами» всю её корзину (а корзина у Вороны должна быть большая!) Можно просто набить её мятой бумагой и только сверху наложить «яиц», оставив немного места для «яичек», которые Ворона заберёт у Малиновки и Иволги.
У Воробья вместо обычной папки с бумагами может быть большая «тетрад ь», сшитая из листов зелёной бумаги, вырезанных по форме тополиного листа или лопуха: ведь на дереве — «лист» и в тетрадке— «лист»!
Записывать в «тетрадь» решения Орла Воробей может настоящим птичьим пером. И макать его никуда не нужно — пусть это перо будет «сапопишущим». Носит это перо Воробей за ухом — как настоящий секретарь-писец.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования