Общение

Сейчас 307 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

«ЗОЛОТОЙ СЕРПОК» (Указания по постановке)

Эта сказка делится на две части.
В первой части Заяц и Лиса спорят — кто скорее да лучше поле своё сожнёт. Заяц умнее оказался — припас острый серпок, а Лиса поленилась — и замучалась со своим лубяным. Тогда решила Лиса перехитрить Зайца, отнять у него серпок. Разжалобила Зайца — тот, доверчивый, пожалел её и попался на удочку: отдал Лисе свой серпок. Теперь Лиса победила.
Во второй части Заяц хочет отнять серпок у Лисы, а та не отдаёт. И Петух Зайцу помогает, и Козёл, да Лису не запугаешь. И только Кукушка одолела Лису — хитростью взяла.

* * *

На первых же словах Осени в разных концах зала появляются Лиса и Заяц и идут навстречу друг другу.
Лиса на этот раз в хорошем настроении — сыта, наверное. Она разговаривает с Зайцем пренебрежительно, свысока, но вполне мирно: насмехается над Зайцем, хвастает своей ловкостью и хитростью.
Зайцу беседа с Лисой не нравится, он хочет поскорее отвязаться от неё и убежать. Он не доверяет лисьей доброте и поэтому держится с Лисой осторожно. Как только» Лиса пытается подойти поближе, Заяц должен отступать? подальше, не подпускать её к себе. Он всё время начеку— как говорится, «держит ушки на макушке».
Лисе быстро надоело притворяться добренькой, рассердилась она, что Заяц учить её вздумал. Песенку свою Лиса поёт уже угрожающе. А на последних словах она пугает, Зайца — делает вид, что сейчас прыгнет на него!
Заяц отскакивает в сторону, а Лиса смеётся и уходит. Заяц, пропев свою песенку, «скачет» в другой конец зала.
Пока Осень продолжает сказку, кто-нибудь из ребят поставит на половик «лисью избушку». Ею могут послужить два обыкновенных стула, составленные вместе, спинками в зал. (Когда Лиса будет прятаться за спинками — значит, она «в избе».
Если Лиса, став коленками на стулья, выглянет поверх спинок — это будет означать, что она «выглядывает в окошко».
Когда же Лиса должна будет «отворить дверь» и «выйти из избы», чтобы поговорить с Кукушкой, — она раздвинет стулья и пройдёт между ними.
В спинки стульев будут стучаться Заяц, Петух и Козёл, вызывая Лису «из избы».)
Теперь Заяц выходит первым. В «лапках» он бережно несёт серпок. Заяц усталый, но довольный собой: он хорошо, с толком поработал на своём поле.
Заяц садится отдохнуть на краешек половика, подальше от «избушки». Когда появляется Лиса, он, как и раньше, настораживается, вскакивает и готов каждую минуту улепетнуть от Лисы.
Но Лисе не до охоты. Она даже не замечает Зайца, пока тот не заговорил. Она жалуется сама себе и всем детям в зале. Идёт Лиса медленно, еле передвигая ноги, сгорбившись, со стонами и «охами». Садится на «коврик» подле своей «избушки», почти спиной к Зайцу. Растирает себе поясницу, рассматривает «волдыри на лапочках».
Когда Заяц окликает Лису, она не двигается с места, чтобы не спугнуть Зайца. Лиса подлизывается к нему, стонет, охает, прикидывается совсем больной и несчастной. Она старается разжалобить Зайца.
Заяц жалеет Лису всё больше и больше, но и серпок отдавать ему жалко. И про осторожность он не забывает: как только Лиса начинает потихоньку придвигаться к Зайцу, он сразу же отодвигается. Такая игра может повторяться несколько раз.
Тогда Лиса действует иначе: она отворачивается от Зайца и закрывает лицо «лапками» (но незаметно подсматривает за Зайцем!), притворно плачет и громко причитает: «Ой-ой-ой! Пропала Лиска, пропала Рыжая!» Лисе Нужно заставить Зайца забыть про осторожность!
Заяц совсем растрогался. Он видит, что Лиса на него и не смотрит, смелеет, подходит к ней всё ближе — и сам чуть ли не всхлипывает от жалости. Он может даже осторожно погладить Лису но плечику. А Лиса продолжает делать вид, что не обращает на Зайца внимания и старается не шевелиться. Каждое движение Лисы пугает Зайца!
Только когда Заяц уже готов отдать серпок и, как бы прощаясь с ним, любовно его поглаживает, Лиса — со своими словами «Лисье слово верное» — исхитрилась, выхвати-ла у Зайца серпок, бодро вскочила и убежала в «избушку». И сразу же перестала плакать.
Следующие слова («Может, чего и дождёшься!») Лиса говорит «из избы» — грубо и насмешливо: притворяться ей уже незачем. Заяц тяжко вздохнул и уныло поплёлся прочь от «избушки».
Когда Заяц возвращается за своим серпом, он ещё н а- деется, что Лиса, хоть и задержала серпок, но отдаст его. Сначала он в нерешительности топчется перед «избушкой», прислушивается: дома ли Патрикеевна? Потом робко стучится. Не дождавшись ответа, несмело окликает Лису — раз, другой, третий. Лиса же должна притаиться и не подавать голос до слов Зайца «Дома ли?» — только после этих слов она не выдержала, откликнулась. Отвечает Лиса Зайцу грубо, сердито, «в окошке» при этом не показывается.
Заяц «скачет» возле «избушки». Сначала он возмущается тем, что Лиса не держит слово и не отдаёт серпок; потом жалобно упрашивает её, умоляет.
Лиса отвечает Зайцу всё более грозно, а с песенкой «высовывается из окошка», пугает Зайца. После песни прячется обратно.
Заяц отскакивает от «избушки». Когда Лиса спряталась, он понял окончательно, что Лиса его обманула. Он скачет взад-вперёд поодаль от «избушки» и плачет, жалобно приго-варивая.
Петух выходит с криком «ку-ка-ре-ку!». Он идёт не спеша, важно ступая, гордо несёт на плече «косу». Разговаривает он с Зайцем свысока, хвастливо: он — знаменитый боец, а Заяц — трусишка. Петух воинственно пыхтит, щёлкает «шпорами», бьёт себя в грудь кулаком.
Заяц перестаёт плакать и скакать, разговаривает с Петухом почтительно: у него появляется надежда — а вдруг Петух и правда Лису пересилит, заставит её серпок отдать?
Когда Петух поёт свою боевую песню, он «по-петушиному» скачет перед «избушкой» и устрашающе размахивает «косой». Потом он громко стучит «в дверь», а Заяц боязливо отходит подальше — «на всякий случай».
Лиса «выглядывает из избушки» и грозно отвечает Петуху своей песней — при этом она делает пугающие движения «лапами», будто хочет схватить Петуха: Петух отходит, Лиса «скрывается в избе».
После этого должно быть видно, что Петух перепуган, хотя он старается скрыть это и хорохорится. Он быстро прощается с Зайцем и убегает совсем уже не гордо: «косу» он несёт теперь не на плече, а волочит за собой по полу. Заяц опять начинает плакать и скакать.
С Козлом повторяется та же игра. Он появляется с криком «ме-ме-ме!». Козёл разговаривает не так важно и гордо, как Петух: он добрый и по-настоящему жалеет Зайца, хочет ему помочь. Но Козёл тоже храбрится и хвастает своей силой. Со своей боевой песней он наскакивает на «избушку», будто хочет её прободать, грозит «вилами», топочет «копытами»— словом, всячески устрашает Лису. Но потом он сам пугается Лисы. (Лиса на этот раз может держать в руке «полено» и грозно им размахивать.) Козёл теряет свой воинственный пыл, но уходит не так быстро, как Петух: сначала он садится рядом с Зайцем и дружески утешает его.
Заяц после ухода Козла снова плачет. Но теперь он уже не скачет, а сидит — совсем отчаялся.
Кукушка окликает Зайца негромко, говорит с ним тихо— она старается, чтоб Лиса не услышала их разговор. Лучше, чтоб Кукушка отвела Зайца подальше от «избушки» и нашёптывала ему на ушко, по секрету (но так, конечно, чтобы все дети в зале слышали!). Кукушка и Заяц должны быть похожи на заговорщиков.
Сначала Заяц не верит Кукушке, отмахивается от, неё: где, мол, ей, такой маленькой, да с Лисой справиться! Но Кукушка продолжает спокойно и настойчиво убеждать. Зайца: ей и его жалко, и самой очень хочется наказать негодницу Лису. Заяц постепенно успокаивается, перестаёт хныкать и наконец весело бежит исполнять то, что велит ему Кукушка.
Лиса — когда Заяц начинает стучать — встревоженно «выглядывает в окошко», потом «выходит из избы», смотрит по сторонам, прислушивается. (Серпок она оставляет в «избе».)
Кукушка должна заранее стать так, чтобы Лиса её не сразу заметила. (Вообще Кукушка всё время держится от Лисы на расстоянии.) Разговаривает она с Лисой приветливо, ласково — она должна не пугать Лису, а просто рассказывать ей о том, что «видит»: об охотниках с ружьями и с собаками. Кукушке незачем пугать Лису — та и сама всё больше и больше пугается шума, который поднимает Заяц.
Сначала Лиса почти не обращает внимания на Кукушку, разговаривает с ней пренебрежительно. Лиса занята тем, что, «всматриваясь в даль», пытается определить причину шума. Потом от страха она забывает про свою важность: растерянно мечется перед «избой», ласково просит у Кукушки совета. В конце Лиса убегает — крадучись и трусливо «поджав хвост».
«Шум», который производит Заяц, чтобы испугать Лису, можно превратить в интересную игру — в ней примут участие все ребята. Для этого дайте Зайцу барабан — в него Заяц и будет стучать «лапками» или палочками (известно ведь, что Зайцы — лихие барабанщики!). А ребята, сидящие в зале, будут помогать Зайцу, изображая голосами «собачий лай» и «ружейные выстрелы».
Сначала вы можете пошуметь всласть — пока Лиса не «выйдет из избы»! Но потом «шумы» должны быть короткими. Начинать их нужно каждый раз после слов Кукушки и быстро заканчивать — иначе не будут слышны следующие слова. По знаку Зайца или Осени должна наступать полная тишина!
Внимательно следите за Лисой, когда она хочет «войти в избу», чтобы забрать серпок: каждый раз, как только Лиса направится к «избе», сразу же начинайте «шум» — это будет Лису останавливать. А вот когда Лиса будет улепётывать (после своих слов «ой, страх какой!»), можно шуметь, пока она не сядет на место. (Чтобы продлить весёлый «охотничий» гвалт, пусть Лиса не сразу садится на место, а прежде немного побегает по залу.)
После ухода Лисы Заяц берёт из «избушки» свой серпок ип радостно приплясывает. Потом он благодарит Кукушку, низко кланяясь ей. Пусть также Заяц не забудет поблаго-дарить ребят, которые помогали ему перехитрить Лису. И последние слова тоже скажет ребятам — поучит их на своём «горьком опыте».

ХАРАКТЕРЫ ПЕРСОНАЖЕЙ

Лиса.— То, что Лиса хитрая, все знают. Но у нашей Лисы есть и свои особенности: она ленивая, грубая, завистливая и трусливая.
А в чём же проявляется её хитрость?
В том, что она ведёт себя всегда по-равному и хорошо умеет притворяться, прикидываться. Сначала она с Зайцем «добренькая», «ласковая». Потом разговаривает с ним, как «барышня-белоручка» с «простым мужичком».
Лиса действительно хватила лиха со своим лубяным серпом, она и в самом деле устала и заморилась, но перед Зайцем притворяется преувеличенно «несчастной», «сердечной», разговаривает с ним, «как равная с равным». Даже будто готова признать, что он, Заяц, умный, а она, Лиса, глупая. А как только серпок у Зайца забрала — сразу же становится наглой и уверенной в себе.
И Петуха и Козла Лиса сначала пугается и незаметно подглядывает: кто это её на бой вызывает? А потом притворяется грозной, но из «избушки» не выходит! Так она свой страх хитростью прикрывает.
К Кукушке Лиса начинает подлизываться только тогда, когда ей нужно получить у неё совет.
К тому же Лиса и жадная: собак испугалась, а серпок оставить жалко. Поэтому она долго не решается удрать без серпа, мечется у «избушки» туда-сюда.
Движения у Лисы плавные, походка мягкая. Она часто лениво и сладко потягивается, хитро улыбается.
3 а я ц. — Добрый, доверчивый. Сам честный — и других считает честными. Уж на что Лисе Заяц не доверяет, а позволяет обмануть себя. Но это не потому, что он глупый, как думает Лиса, а потому, что он жалостливый.
Заяц — робкий. Лису он боится, силой отнять у неё серпок не может, а перехитрить её и не помышляет: считает, что хитрее Лисы никого быть не может. (Как для мышки — «страшнее кошки зверя нет».) Поэтому и Кукушке Заяц не сразу верит. А вот Петуху и Козлу верит сразу, что те спасут его, — они ведь кажутся такими храбрыми и сильными!
Как видите, Зайцы бывают разные — наш Заяц совсем не похож на Зайца из мультфильма «Ну, погоди!» (такой он «плакса-вакса»). Но он становится на него похожим, когда вместе с Кукушкой решает обхитрить Лису — весело и лукаво призывает он на помощь детей и водит Лису «за нос».
Двигается Заяц бойко и живо: он больше «прыгает» и «скачет», чем ходит.
Петух. — Важный, гордый, высокомерный. Сначала похож на индюка — так он надулся от важности, напыжился; выступает медленно, высоко поднимая ноги; поводит головой, закрыв один глаз, и трясёт, «гребешком». Но когда Лиса напугала Петуха, он становится похож на мокрую курицу — убегает мелкими шажками, пригнувшись, втянув голову в плечи.
Козёл. — Добродушный, беспечный, глуповатый. Искренне хочет помочь Зайцу, но не доводит дело до конца, потому что трусоват. Воинственно трясёт «рогами», «роет копытами землю», но, когда Лиса его пуганула, растерялся, в затылке чешет, смотрит на Зайца, как «баран на новые ворота» или как «коза в афишу»: придумывает, как теперь ему с Зайцем быть.
Прибегает и убегает Козёл «галопом» (прыгает, «как козёл»).
Кукушка (Хорошо, если Кукушкой будет самая маленькая девочка в школе). — Тихая, спокойная, скромненькая. Умная и хитрая. Лису она не любит, но, чтобы не вызвать у неё подозрений, разговаривает с ней доброжелательно: с хитрыми приходится и самой быть хитрой! При этом Кукушка незаметно для Лисы подмигивает ребятам в зале: посмотрите, мол, как я её сейчас вокруг пальца обведу!
Зайца Кукушка жалеет, но не «сюсюкает» с ним, а подбадривает его, даже чуть-чуть насмешливо, чтобы Зайцу стало стыдно плакать, когда ему дело говорят, i Кукушка прыгает на двух «лапках» и склоняет головку набок, как и другие Птицы из весенней сказки «Суд птиц».

КОСТЮМЫ, ИГРОВЫЕ ДЕТАЛИ

Всем участникам этой сказки можно надеть русские «старинные» костюмы, добавив к ним отличительные признаки наших персонажей-животных.
Заяц. — Серая косоворотка. Шапочка с «заячьими ушами»; на штанах—«заячий хвостик» (как у Зайчиков в сказке «Мороз»).
«Серпок» Зайцу можно вырезать из жёсткого картона и обернуть его фольгой (ещё лучше — выпилить «серпок» лобзиком из тонкой фанеры).
Лиса.— Яркий сарафан и рыжая блузка. Пушистый «хвост». (Сделайте его из травяной мочалки.) Лиса будет брать «хвост» в руку и «помахивать» им. Можно «хвост» сделать и проще: нашить на сарафан плоский «хвост» из материи — чтобы конец его свисал ниже подола. К этому добавьте «лисью» полумаску — нижнюю часть лица оставьте открытой.
«Серпок» Лисе сделайте бумажный, чтобы сразу видно было, что он никуда не годится.
Петух. — Белая рубаха с красной грудью, подпоясанная цветным пояском. Шапочка с «клювом» и «гребешком». К туфлям можно приделать «шпоры». «Хвост» ему легко сделать из толстой проволоки с цветными лоскутами. Чтобы «хвост» не падал вниз, нужно не просто прикрепить его сзади к поясу, но ещё и прихватить выше, через грудь, перевязью из цветной ленты. (Когда Петух будет удирать от Лисы, он может незаметно развязать ленту — «хвост» опустится, и Петух сразу потеряет свой гордый вид.)
Козёл. — Холщовые штаны и холщовая рубаха; поверх можно надеть меховую жилетку мехом наружу. Картуз с «рогами». (Или сделайте Козлу шапочку с «рогами», а на «рога» он нацепит картуз — так будет смешнее.) Можно подвязать Козлу ещё и небольшую «бородку» из травяной мочалки. И «Косу» и «вилы» Петуху и Козлу сделайте из картона, прикрепив их к небольшим палкам, — для одной игры этого будет достаточно. Кукушку можно одеть так же, как Иволгу или Малиновку в «Суде птиц».
Если вы сможете достать несколько пар настоящих лаптей, пусть все участники сказки наденут лапти: костюмы получатся более «старинными».

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования