Общение

Сейчас 543 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Первые два-три занятия с детьми по театрализованной деятельности проводятся для того, чтобы подготовить детей к театрализованным представлениям, помочь им преодолеть скованность, застенчивость.  Желательно, чтобы на этих занятиях было небольшое количество зрителей (можно пригласить воспитателей соседних групп, несколько родителей).
Приведем пример такого предварительного занятия.

«КАК ИГРУШКИ СЛУШАЛИ ЗВУКИ»
Реквизит.  Любые игрушки, имеющиеся в группе.
Проведение спектакля
Педагог спрашивает, знают ли дети, что происходит с игрушками, когда все уходят домой.  Выслушав ответы, рассказывает: «Однажды вечером, как только группа опустела, игрушки задумались: чем бы им заняться? Мишка (воспитатель берет игрушку) предложил: «Сегодня в детском саду было театральное представление, и дети взяли меня с собой.  Как было интересно! В нашей группе тоже есть сцена.  Давайте заберемся туда!» Педагог предлагает каждому ребенку выбрать какую-либо игрушку и выполнять ее роль.  Затем продолжает: «Игрушки удобно расположились на сцене.  (Делается пауза, чтобы дети после выхода на сцену успокоились).
И вдруг раздался какой-то звук.  (Педагог тайком от детей, например, звонит в колокольчик).  Игрушки вначале заволновались: «Что это такое?» А затем дружно хором сказали: «Звонит колокольчик».
К каждому новому звуку (звон посуды, щелчок выключателя, стук и т. п. ) дети внимательно прислушивались.  Они забывали, что находятся на сцене, их поведение становилось естественным, непринужденным.  Хоровые ответы также помогают снять сценическое волнение.  В конце спектакля педагог говорит: «Дорогие зрители! Сегодня дети порадовали вас спектаклем «Как игрушки слушали звуки».  Надеемся, что он вам понравился.  Роли исполняли. . . »
Дети кланяются, зрители им аплодируют.
Когда дети привыкнут к сцене, к присутствию зрителей в зале, можно переходить непосредственно к организации театрализованных представлений.

«3АЙКИ СЕРЫЕ СИДЯТ»

Инсценировка по стихотворению В.  Антоновой
Реквизит.  Для детей — шапочки для роли зайчат, для педагога — маска и хвост для роли лисы.
Декорации. Одна или несколько искусственных елок. 
Подготовка спектакля
Педагог рассказывает: «Пришла поздняя осень.  С деревьев опали листья, шуршащим и ароматным ковром легли на землю.  И только елочка совсем не изменилась: по-прежнему блестят ее темно-зеленые иголки.  Лес кажется пустынным: не видно ни зверей, ни птиц.  Одни его покинули, другие спрятались, затаились, приготовились к долгой зиме.  Но если бы мы с вами оказались в лесу, то обязательно бы встретили. . .  (Ответы детей[13]).  Смотрите, под осенним кустом сидит зайка.  Страшновато ему одному в осеннем лесу.  Голые, без листьев, ветки плохо прячут зайчишку.  Вдруг из-за бугорка, как пламя, взметнулся рыжий хвост лисицы и исчез.  Заяц замер.  Через некоторое время появилась лиса.  Она медленно обходила деревья, заглядывала под пеньки и прислушивалась.  К счастью, не заметив зайчика, отправилась дальше.
А если бы зайчишка был не один, а с другими зайчатами? А если бы они сидели под елочкой, которая своими пушистыми ветками укрывала бы их? Тогда все было бы по-другому».
Педагог выразительно читает стихотворение:
Зайки серые сидят,
Ушки серые торчат,
Вот какие ушки
—Ушки на макушке.
Вдруг бежит лисичка,
Хитрая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки. 
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Интересуется, понравилось ли детям стихотворение, и, получив положительный ответ, предлагает разыграть его в ролях перед зрителями.  (Повторно выразительно читает текст. )
Затем педагог спрашивает, какие роли дети хотели бы исполнять.  Одобряет выбор и выражает уверенность, что юные актеры прекрасно справятся с ролью зайцев, потому что хорошо представляют себе, как те выглядят, какие они трусливые, но очень быстрые, поэтому и называют их «побегайками».  (Еще раз читает стихотворение. )
Рассказывает: если зайчат несколько, то они не бегут друг за другом, а прыгают в разные стороны.  Предлагает показать, как разбегаются зайцы по лесной лужайке.  Но оказывается, что убегать не от кого, потому что нет лисы.  Тогда педагог берет на себя эту роль и одевает маску лисы, а дети маски зайчат.

Проведение спектакля
Воспитатель торжественно объявляет зрителям (родителям), что сегодня они присутствуют на премьере спектакля «Зайки серые сидят» по стихотворению В.  Антоновой, и рассказывает: «Действие происходит поздней осенью на лесной полянке.  Деревья уже сбросили листья, и только пушистая елочка (показывает на искусственную ель) украшает полянку своим темно-зеленым нарядом.  Тихо в осеннем лесу.  Не слышно голосов птиц, не видно лесных зверей.  И вдруг на лесной полянке появляются зайчата.  (Дети выбегают на сцену в шапочках. ) Они были очень красивы в своих сереньких пушистых шубках, прыгали по полянке, а под их лапками шуршали осенние листья.  (Дети свободно бегают по сцене. )
Вдруг зайчата остановились: они услышали, что к лесной полянке кто-то приближается.  (Воспитатель одевает маску лисы и читает стихотворение.  Дети бегут и прячутся под елочкой. )
Лиса ищет зайчат, не найдя, разочарованно вздыхает и уходит.  Сняв маску, педагог возвращается на сцену и зовет детей.  Затем обращается к зрителям: «Дорогие родители! Сегодня дети порадовали нас спектаклем «3айки серые сидят».  Надеемся, что он вам понравился.  Роли исполняли заслуженные артисты нашей группы. . . » (Называет каждого ребенка, участвующего в спектакле. )
Дети кланяются, а зрители им аплодируют[14].

«БЕЛКИ» (русский текст Э.  Александровой)

Инсценировка словенской народной песни
Реквизит.  Для детей — шапочки для роли белок; для воспитателя — маска лисы.  Магнитофонная запись танцевальной музыки и любая заводная игрушка.
Декорации.  Одна или несколько искусственных елок, на которых развешаны натуральные или вырезанные из бумаги шишки.
Подготовка спектакля
Педагог напоминает детям, как они замечательно исполняли роли зайчат, перехитривших лису.  Предлагает вспомнить, как красив осенний лес, рассказывает о нем (см.  предыдущий сценарий), более подробно описывая жизнь лесных обитателей.  В заключение воспитатель говорит: «Если бы мы с вами осенью попали в сказочный лес, то увидели бы веселых белочек, которые любят осень за вкусные дары и, сделав запасы на зиму, радуются и веселятся на лесной полянке».
Затем выразительно читает стихотворение:
Белки пели и плясали,
Все подметки оттоптали,
Словно заводные.
Домой шли босые.
Спрашивает детей: «А вы хотите сыграть роль белочек?» Получив положительный ответ, раздает шапочки и предлагает примерить их.  «Какие милые, симпатичные бельчата!»— любуется воспитатель, а затем интересуется именем каждого бельчонка, на каком дереве он живет, с какими зверюшками дружит.  Подводит детей к мысли, что бельчата могли быть знакомы с зайчиками, которые перехитрили лису.  Спрашивает: «А вы, бельчата, лису не встречали? Она вас не обижала?» Рассказывает историю от лица «знакомого бельчонка»: «Однажды сидел я высоко на дереве и шелушил шишку.  Она была такая вкусная, что я не заметил, как лиса тихонько подкралась к дереву и стала терпеливо ждать.  Удержать большую шишку в маленьких лапках было трудно, иона с шумом упала вниз.  Я хотел спрыгнуть за ней, но вовремя заметил рыжую плутовку.  И, хотя мне очень хотелось дошелушить вкусную шишку, я был рад, что не спустился на землю».
Воспитатель спрашивает детей: «А если бы у вас упала шишка, как бы вы поступили?» Выслушав ответы, предлагает разыграть сценку, в которой лисе не удалось перехитрить бельчат.  Роль лисы исполняет педагог.  Прогона этой сценки делать не надо.
После повторного чтения песенки воспитатель интересуется, как дети понимают фразу «плясали, словно заводные».  Показывает заводную игрушку, обращает внимание на ее однообразные движения и подводит детей к пониманию, как следует двигаться при исполнении танца белок.

Проведение спектакля
Педагог торжественно объявляет зрителям о начале спектакля и рассказывает: «Действие происходит поздней осенью на лесной полянке.  Главные действующие лица — бельчата и лиса.
В этот день белкам очень повезло.  На полянке они нашли ель, где росло много шишек.  Бельчата нарвали их, уселись поудобнее и стали шелушить.  (Дети действуют в соответствии со словами педагога. )
Увлеченные, белки не заметили, как на полянке появилась лиса.  Вчера она не поймала зайчат, поэтому была голодной и злой». 
Педагог на глазах у зрителей надевает маску лисы.
Лиса.  Какие милые бельчата! Почему бы мне не полакомиться ими? Устроюсь под деревом и подожду: может быть, кто-нибудь из них спустится вниз.  Холодно, ветрено. . .  Ой, шишка упала! Не удержал ее бельчонок, выронил.  Ну, сейчас сам ко мне в лапы прибежит!
Дети бросают шишки и бегут за ними.  Лисе не удается их поймать, т. к.  проворные бельчата убегают и прячутся за елку.
Педагог снимает костюм лисы и продолжает рассказывать:
«Какие проворные бельчата! Не удалось рыжей плутовке поймать их! А дальше на лесной поляне произошло вот что. . . »
Воспитатель включает музыку и читает стихотворение «Белки», а дети действуют в соответствии с текстом.  По окончании пляски «бельчата» смотрят на подметки, выражают удивление, снимают обувь и идут босиком.
«КАК-ТО ЧЕРЕЗ МОСТ»
Инсценировка по мотивам стихотворения А.  Роговина
Реквизит.  Для детей — плоскостные фигурки с изображением ворон.
Декорации.  Река и мост, которые можно изобразить с помощью куска ткани, обоев, доски и т. п.
Подготовка спектакля
Педагог заинтересовывает детей содержанием будущего спектакля и выразительно читает стихотворение.
Шел я как-то через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь — ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост–
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь — ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришел на мост,
Глядь — ворона сохнет. . .
(И опять все сначала. . . )
Простота действий и комичность ситуации не требуют большой подготовительной работы.  Однако желательно объяснить детям, что даже такое простое движение, как ходьба, все люди совершают по-разному: один идет важно, медленно, размышляя о чем-то, другой — спешит, может сразу даже не заметить ворону, пока об нее не споткнется, и т. д.
Брать ворону и класть ее под мост тоже можно по-разному: с нежностью, со страхом, с чувством неприязни, с радостью и т. п.

Проведение спектакля
Педагог объявляет об очередной премьере и спрашивает у зрителей, что бы они сделали, если бы увидели ворону под мостом, а затем предлагает посмотреть, как поступили дети.
Опыт показывает, что действия с вороной доставляют детям огромную радость, и они стремятся к выразительной передаче движений.  Не следует лишать их этого удовольствия.  Поэтому желательно, чтобы после прочтения строфы воспитатель делал паузу и комментировал действия каждого ребенка.

«КИКЛИ-КИКЛИ»
Инсценировка по стихотворению М.  Мревлишвили
Реквизит.  Для детей — шапочки для роли зайчат; барабаны с палочками.  Для педагога — маска и хвост лисы, мешок.
Декорации.  Лист бумаги, на котором изображена дверь в заячью каморку; стулья, изображающие горку.
Подготовка спектакля
Педагог приглашает детей послушать о новых приключениях зайчат и читает стихотворение:
Кикли-кикли, лесенка,
По ступенькам — песенка. 
Это песенка зайчат
В барабан они стучат
В заячьей каморке
На высокой горке.
А внизу лиса с мешком
Клянчит сладким голоском:
—Вы спустились бы пониже,
Я не трону, не обижу,
Вам морковки принесу. . . 
—Знаем мы тебя, лису!
Воспитатель обращает внимание на то, что зайчата не только не прячутся от лисы, а наоборот, шумят (бьют, в барабаны), чтобы привлечь ее внимание.  Почему? Для этого следует еще раз прочитать стихотворение.  (Если дети затрудняются с ответом, надо пояснить, что зайчата находятся в безопасном месте. )
Полного прогона инсценировки делать не следует, но определить место каждого ребенка на «лесенке» (стульях) и поупражнять в игре на барабане надо заранее.

Проведение спектакля
Педагог торжественно объявляет зрителям о начале нового спектакля (называет его) и отмечает, что частые премьеры свидетельствуют о высоком уровне мастерства артистов группы, которые по желанию зрителей также могут показать любой ранее сыгранный спектакль.
Воспитатель.  Дорогие зрители! Вы, конечно же, помните, как дети замечательно исполняли роли пугливых зайчат в инсценировке «Зайки серые сидят».  А сегодня вы познакомитесь с зайчатами, которые не боятся лисы.
Представьте себе высокую гору, заросшую деревьями и густой травой.  В глубине горы — маленькая, еле заметная дверь, закрытая на большой замок.  За дверью — лесенка.  Она ведет к каморке (домику), где живут веселые зайчата.  У каждого зайчонка есть барабан с палочками.  Когда все зайчата начинают стучать, то раздается такой шум, что могут испугаться не только лиса, но и волк.
Далее дети и педагог действуют согласно тексту стихотворения.

«ПЕСЕНКА»
Инсценировка по стихотворению В.  Приходько
Реквизит.  Для детей — шапочки мышат, веревки или шнурки для хвостиков.  Палочки, к одному концу которых укреплены узелки путников.
Декорации.  Стулья, поставленные в два ряда.  К передним стульям прикреплено изображение головы, а к задним — хвоста кошки.  Две таблички «Пешки» и «Ложки».

Подготовка спектакля
Педагог рассказывает детям о том, что однажды замечательный поэт и писатель Владимир Приходько на узенькой дорожке увидел. . .  (Читает стихотворение).
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки Мышки
Поехали на кошке.
Если кошке по пути,
По пути, по пути,
Отчего не подвезти,
Отчего не подвезти?
И пели до порожка,
И щелкали орешки –
От деревушки Ложки
До деревушки Пешки.
Пешком идти не близко,
Когда идешь обратно,
А на пушистой киске
И мягко, и приятно.
Если кошке по пути,
По пути, по пути,
Отчего не подвезти,
Отчего не подвезти?
Закончив чтение, воспитатель спрашивает, понравилась ли детям эта интересная история, не приходилось ли им самим видеть нечто подобное, и т. д.
После повторного чтения педагог предлагает инсценировать стихотворение.  В одной части группы вешается табличка «Пешки», а в другой — «Ложки».  Дома каждой «деревни» дети могут построить из крупных строительных деталей.  Между «деревнями» из шнура или другого материала прокладывается «дорожка».
Воспитатель.  Для вас, таких больших, быстрых и умелых, этот путь не составил бы особого труда.  Но для маленьких мышек, которые редко выходят из своих норок, такое путешествие — целое событие.  Поэтому они к нему тщательно готовились.  Из своих запасов они отобрали самое вкусное.  Но как это унести с собой? Мешков, сумок и корзинок у них не было.  И тогда они решили увязать провизию в узелки.  (Показывает, как это делается. ) Но оказалось, что даже небольшой узелок мышата не могут долго нести в своих слабеньких лапках.  Тогда они привязали узелок к одному концу палочки, перекинули ее за спину и двинулись в путь.
Педагог интересуется, хотели бы дети сыграть роли мышат.  Получив согласие, вносит атрибуты для костюмов мышат и помогает детям надеть их.  Затем разучивается песенка.  Дети садятся на стулья, изображающие кошку, и на любой мотив, предложенный педагогом, поют:
Если кошке по пути,
Отчего не подвезти,
По пути, по пути,
Отчего не подвезти!

Проведение спектакля
Педагог сообщает зрителям, что из сегодняшнего спектакля они узнают о трудном путешествии, на которое решились отважные мышата.  Для того чтобы дети выразительнее передали образы мышат, описывает, как уставшие от долгого перехода и тяжелого груза маленькие путешественники еле идут, спотыкаются, садятся на корточки и т. д.  Объясняет, что мышатам сначала было страшно ехать верхом на кошке, но, успокоившись и отдохнув, они развеселились и запели песенку.
Затем воспитатель читает стихотворение, а дети изображают мышат: бредут по «дороге», встречают «кошку», едут на ней и щелкают орешки.
В конце спектакля педагог спрашивает у каждого ребенка, не было ли ему страшно, когда он ехал на кошке, действительно ли был такой случай или мышатам это приснилось и т. д.

«ЕЛКА»
Инсценировка по стихотворению Е.  Благининой

Реквизит.  Шапочки зайчат, бельчат, мышат и другие имеющиеся в группе атрибуты.  Игрушки для украшения новогодней елки. 
Декорации.  Искусственная елка.
Подготовка спектакля
Педагог предлагает детям подготовить спектакль к новогоднему празднику.  Получив согласие, спрашивает у каждого, в роли какого лесного жителя он хотел бы участвовать в спектакле.  Советует подумать, а затем интересуется, каким представляется маленькому актеру его персонаж (добрым, веселым, хитрым и т. п. ), есть ли у него друзья и т. д.
Проведение спектакля
Вначале педагог объявляет зрителям, что сегодня они присутствуют на необычном спектакле.  Чем он необычен? Тем, что каждый ребенок сам выбрал для себя роль, определил характер своего героя и т. д.
Далее воспитатель рассказывает: «Лесные зверята очень хорошо знают пушистую красавицу елочку.  Они играют вокруг нее, лакомятся ее вкусными шишками, прячутся от врагов.  Накануне Нового года звери решили украсить елочку и устроить новогодний праздник».
Выносится коробка с елочными игрушками.  Каждый ребенок достает игрушку, а педагог вешает ее на елку.
После того как елка украшена, воспитатель предлагает детям встать в хоровод и полюбоваться красавицей елочкой.  Восхищаясь каждой игрушкой, спрашивает, кто из «зверят» принес ее для украшения елки.  В заключение педагог читает стихотворение Е.  Благининой «Елка», а дети «подсказывают» недостающие слова.
Воспитатель. Есть еще игра для вас:
Я начну стихи сейчас. 
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте!
На дворе снежок идет,
Скоро праздник. . .
Дети.   – Новый год!
Воспитатель. Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет. . . 
Дети.  От елки!
Воспитатель. Ветви слабо шелестят, бусы яркие. . .
Дети.  Блестят!
Воспитатель. И качаются игрушки —
Флаги, звездочки. . .
Дети.  Хлопушки!
Воспитатель. Нити пестрой мишуры.
Колокольчики. . .
Дети.  Шары!
Воспитатель. Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы. . .
Дети.  Снегурки!
Воспитатель. Белоус и краснонос
Под ветвями Дед. . .
Дети.  Мороз!
Воспитатель. Ну и елка.  просто диво!
Как нарядна, как. . .
Дети.  Красива!
Воспитатель. Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных. . .
Дети.  Огней!
Воспитатель. Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в. . .
Дети.  Пляске!
Воспитатель. И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех …
Поздравляю с. . .
Дети.  Новым годом!
Воспитатель. С новым счастьем сразу. . .
Дети.  Всех!

«КОШКИ»
Инсценировка по стихотворению Д.  Хармса
Реквизит.  Для детей — игрушки-котята, шапочки кошек.  Для педагога — корзина с овощами.
Декорации.  Любой материал для изображения дорожки.
Подготовка спектакля
Педагог спрашивает детей, любят ли они кошек, и предлагает вспомнить, какие они: добрые, злые, обидчивые; как они ведут себя, когда хотят что-нибудь выпросить у своего хозяина, или, наоборот, как выражают обиду на него и т. п.  Заинтересовав детей, выразительно читает стихотворение:
Однажды по дорожке
Я шел к себе домой. 
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной. 
Я крикнул: — Эй, вы, кошки,
Пойдите-ка со мной,
Пойдемте по дорожке,
Пойдемте-ка домой.
Скорей пойдемте, кошки,
А я вам на обед
Из лука и картошки
Устрою винегрет. 
— Ах, нет! — сказали кошки.
— Останемся мы тут!
Уселись на дорожке
И дальше не идут.
Воспитатель.  Представьте, что вы идете по дорожке и вдруг видите кошек.  Как вы поступите? Сначала погладите или сразу заговорите с ними?
Расставив на дорожке игрушечных котят, педагог предлагает детям подойти к ним и «поговорить».  После проведенного этюда интересуется, знают ли дети, что такое «винегрет», из каких продуктов его готовят, понравится такое блюдо кошкам или нет.  Проигрывается сценка: встретили котят, поговорили с ними, предложили угостить винегретом и т. д.
Похвалив детей, педагог предлагает им участвовать в инсценировке в роли кошек и выражает уверенность, что движениями, мимикой маленькие актеры сумеют передать то, что непосильно игрушкам.  Например, когда кошек пригласят домой, они очень обрадуются, но, поняв, что их ждет нелюбимое блюдо, не только откажутся на словах, но и всей своей позой выразят разочарование или крайнее недовольство и т. д.
Проведение спектакля
Для того чтобы дети могли в роли кошек проявить сценическую выразительность, педагог должен определить оптимальный ритм при прочтении текста, продумать паузы.  Так, например, после слов «однажды по дорожке я шел к себе домой» надо сделать паузу и изобразить гуляющего человека.  «Смотрю» — пауза, с помощью жестов, мимики демонстрируется удивление, радость.  После слов «кошки сидят ко мне спиной» следует подойти к детям, приласкать их, погладить и т. д.

«ЧУДАКИ»
Инсценировка по стихотворению Ю.  Владимирова

Реквизит.  Для детей — по три пятака (кружок из бумаги, на котором написана цифра пять).  Сумки, рюкзаки, кошельки, узелки на палочках и т. п.
Декорации.  Любой материал для изображения дороги; искусственная елка или засохшая ветка с искусственной зеленью, вставленная в распорки и надежно закрепленная.
Подготовка спектакля
Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение про чудаков.  Интересуется, каких людей так называют, и объясняет, что чудаков не всегда понимают.  (Читает стихотворение. )
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Один пятак —
на кушак,
Другой пятак —
на колпак,
А третий пятак —
так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак
на кушак,
Который пятак
на колпак,
А который пятак
так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
— Извините,
но с нами беда:
Мы забыли —
который куда:
Который пятак
на кушак,
Который пятак
на колпак,
А который пятак
так.
Воспитатель раздает по три пятака каждому ребенку и предлагает рассмотреть их; спрашивает, похожи ли они, и еще раз объясняет, что обычный человек не задумался бы, какой пятак ему потратить на покупку колпака, а какой — кушака.  Но чудаки — необычные люди, поэтому их поведение кажется нам смешным.
Получив согласие детей участвовать в спектакле в роли чудаков, педагог спрашивает, что необходимо взять с собой на базар.  Выслушав ответы, объясняет, что для кушака и колпака не требуется много места, но чудаки рассудили бы по-другому и выбрали бы большие сумки, рюкзаки, мешки.  (Воспитатель предоставляет юным актерам реквизит. )
Следует обратить внимание детей, что чудаки пришли домой ночью, и объяснить, что в дороге они задержались потому, что часто останавливались и пересчитывали денежки, размышляли, какой пятак на что потратить и т. п.  Но чтобы зрителям было понятно, нужно продемонстрировать это с помощью движений, мимики.  Например, чудак держит в руке пятак и показывает на голову — значит, его надо израсходовать на колпак.  Взяв в руки второй пятак, указывает на пояс — на него будет куплен кушак, а третий пятак держит с недоумением и начинает пересчитывать все сначала и т. д.

Проведение спектакля
Для того чтобы дети могли проявить индивидуальную сценическую выразительность и получили от этого удовольствие, педагогу следует подробно комментировать действия каждого чудака.

«ПЕРЧАТКИ» в переводе С.  Маршака[15].
Инсценировка английской народной песенки

Реквизит.  Для детей — шапочки для роли котят, перчатки, вырезанные из бумаги и разрисованные каждым ребенком по желанию.
Для педагога шапочка для роли кошки, нарядное платье, передник, метла.

Подготовка спектакля
Педагог рассказывает, что песенка, которую сейчас услышат дети, переведена с английского языка на русский замечательным поэтом С. Я.  Маршаком, и выразительно читает текст:
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
«Мама, мама, прости,
Мы не может найти,
Мы не можем найти
Перчатки!»
«Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!»
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
«Мама, мама, не злись,
потому что нашлись,
потому что нашлись
Перчатки!»
«Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога.
Я за это вам дам пирога!» После того как дети выразят желание участвовать в инсценировке, педагог сообщает, что он будет мамой-кошкой, причем строгой, которая любит во всем порядок.  Подводит детей к мысли, что котята в их исполнении должны быть очень расстроены потерей, и радоваться, найдя перчатки, а чтобы зрители это поняли, надо испуг, слезы, радость передать с помощью жестов.
Объясняет, что каждый котенок может это делать по-своему: например, один громко плачет (или смеется), а другой тихонько всхлипывает и т. п.  Предлагает показать, как они будут «плакать» и «радоваться».
Также объясняет: на сцене надо держаться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, чтобы зрители смогли увидеть и оценить игру каждого артиста.  Затем с детьми проигрываются сценки «Потеряли перчатки» — «Нашли перчатки».

Проведение спектакля
Педагог рассказывает: «В одном сказочном английском городе жила кошка с котятами.  Каждое утро котята отправлялись на прогулку, а мама-кошка занималась домашним хозяйством».
«Кошка» прощается с «котятами»,повязывает фартук, берет метлу и занимается «уборкой».  «Кошка» действует с правой стороны сцены, а с левой — гуляют «котята».  В руках дети держат перчатки, которые соединены между собой ниткой.
Воспитатель (продолжает): «Однажды, возвращаясь домой, котята потеряли перчатки.  И вот что произошло дальше. . . » Читает песенку, а все участники инсценировки действуют в соответствии с текстом.

«МЫШКИ» в переводе С.  Маршака
Инсценировка английских народных песенок

Реквизит.  Для детей — большой циферблат часов, за ним спрятан колокольчик, к которому привязаны веревки с гирями» (части от пирамидок, погремушек и т. д. ), шапочки мышат, детские вещи и имитация иголок и ниток.
Декорации.  Лист бумаги с изображением двери или окна, к которому должна будет подходить кошка.

Подготовка спектакля
Педагог напоминает детям о том, как они замечательно исполняли роли мышат, путешествующих на кошке, и предлагает поучаствовать в новом спектакле.  Получив согласие, выразительно читает английские народные песенки.
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час. 
Раз—два—три—четыре!
Мыши дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мыши вон.
***
Мышки шили у окошка.
Вдруг стучится к мышкам кошка.
—Что вы шьете там, малышки?
—Шьем рубашки и штанишки.
—Я вам буду помогать!
Буду нитки отгрызать!
—Нет уж нет, не проведешь!
Ты самих нас загрызешь!
—Ну тогда я буду шить!
Шей, но в дом — не заходить!

Для того чтобы помочь детям в работе над ролью мышат, педагог дает подробное описание: «Однажды темной зимней ночью мышатам захотелось узнать, который час.  Но в норке часов не было, и мышки решили пробраться в дом.
Все спали.  Было тихо и страшно.  В комнате на стене висели большие часы с гирями — ходики.  Подойдя к ним, мышата начали вглядываться в расположение стрелок, чтобы узнать время.  Но тут они увидели гири, которые очень понравились серым любознательным шалунам.  Они их долго разглядывали, нюхали и даже пытались погрызть, а потом, посчитав до четырех, дернули за гири.  («Вдруг раздался страшный звон — убежали мышки вон». )
После ночного приключения мышата, взяв иголки с нитками, принялись за работу — шить одежду.  Сделают не сколько стежков, разложат свою работу на коленях и внимательно рассматривают, что у них получилось.  Пошьют — посмотрят, пошьют — посмотрят.  Но вдруг за окнами мышиной норки послышались осторожные шаги.  Мышки перестали шить и прислушались.
В окне появилась голова кошки.  Она внимательно осмотрела норку, облизнулась.  Кошка сразу поняла, что достать мышек из домика она не сможет, и пустилась на хитрость: предложила им свою помощь — отгрызать нитки.  А мышата ей ответили: «Ну, уж нет, не проведешь! Ты самих нас загрызешь!»
Заключительные фразы песенок дети запомнят по ходу работы над ролью.  Задача педагога — добиться выразительности движений, вызвать у каждого ребенка интерес к исполнению роли.

Проведение спектакля
Педагог в очередной раз поздравляет всех присутствующих с новой премьерой и объясняет, что роль мышат, которую сегодня исполнят дети, значительно сложнее и интереснее.
При чтении второй песенки воспитатель может сделать паузу после слов «Вдруг стучится к мышкам кошка», а дети должны замереть, остановиться.  Прерванные движения очень выразительны, и, овладев ими, маленькие актеры смогут в значительной мере обогатить арсенал средств, используемых для сценической выразительности.

«РАЗГОВОР ПЕРЕД СНОМ»
Инсценировка по стихотворению М.  Ивенсен
Реквизит.  Для детей и педагога — шапочки для роли морских свинок.
Декорации по замыслу педагога.

Подготовка спектакля
Воспитатель интересуется у детей, что им известно о морских свинках, показывает иллюстрации и рассказывает о них.
Важно подчеркнуть, что морские свинки — ласковые и доверчивые животные, любящие играть с детьми, и поэтому люди с удовольствием держат их дома.  Свинки быстро привыкают к своему хозяину и даже узнают его по голосу.  У морских свинок-мам есть морские свинки-детки.  И вот однажды, когда свинка-мама укладывала их спать. . .  (Педагог выразительно читает стихотворение. )
Морские свинки-детки
Спросили свинку-мать.
—Ведь, правда, мы морские?
—Ну да, — сказала мать.
—А что такое море?
—Зачем вам это знать?
—Ведь мы морские свинки?
—Ну да, — сказала мать.
—А где же наше море?
—Отсюда не видать.
—А правда, мы морские?
—Ну да, — сказала мать.
—А ты морская тоже?
—Ну да, — сказала мать.
—А море может сниться?
— Да, море может сниться,
Но только надо спать.

Педагогу при чтении стихотворения и затем в инсценировке очень важно ответ мамы-свинки «Ну да» произносить так, чтобы передать спокойствие, добродушие, терпимость к назойливым малышам с их бесконечными вопросами.
Диалог проигрывается несколько раз, но не на сцене в форме репетиции, а в непринужденной обстановке, например, сидя на ковре.  При этом воспитатель в роли мамы-свинки не просто произносит текст, а стремится жестами, движениями выразить любовь к своим малышам.
Объясняет детям, что во время диалога можно подойти к маме-свинке, обнять ее, ухватить за юбку, взять за руку, заглянуть в глаза и т. п. , т. е.  показать, как «дети-свинки» любят свою маму.  При этом вести себя надо спокойно, не толкаться.

Проведение спектакля
До начала спектакля необходимо объяснить родителям, о каких животных идет речь.  К рассказу о морских свинках желательно привлечь детей.
По окончании инсценировки, во время представления действующих лиц, педагог может поинтересоваться у каждого ребенка кличкой морской свинки, роль которой он исполнял.

«ПЕСНЯ МАШИНИСТА»
Инсценировка по стихотворению А.  Введенского

Реквизит.  Настольная лампа для освещения сцены.

Подготовка спектакля
Педагог предлагает детям познакомиться со стихотворением А.  Введенского «Песня машиниста».  После того как они выразят желание послушать, читает текст.
Спят ли волки?
Спят.  Спят.
Спят ли пчелки?
Спят.  Спят.
Спят синички?
Спят.  Спят.
А лисички?
Спят.  Спят.
А тюлени?
Спят.  Спят.
А олени?
Спят.  Спят.
А все дети?
Спят.  Спят.
Все на свете?
Спят.  Спят.
Только я и паровоз,
Мы не спим,
Мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым,
К небу дым.

Воспитатель рассказывает: «Ночь.  Тишина.  Только слышен стук колес паровоза, который несется мимо лесов, где спят волки, лисички и другие звери, мимо полей, где заснули трудолюбивые пчелки, бабочки» и т. п.
В процессе разговора педагог выясняет, знакомы ли детям животные и насекомые, о которых говорится в стихотворении, как они выглядят, как волки, пчелки, лисички, олени, тюлени и синички произносили бы «Спят, спят».  Дети упражняются — отвечают с разными интонациями.

Проведение спектакля
Воспитатель спрашивает зрителей, часто ли им приходилось ездить на поезде ночью.  Затем тушит свет в той части групповой комнаты, где находится сцена, или во всей комнате и зажигает настольную лампу.  Рассказывает, что можно увидеть из окна поезда, а затем приглашает на сцену детей, которые выстраиваются «паровозиком» и выразительно отвечают согласно тексту стихотворения и выбранной роли (как волки, пчелки и т. д. ).
Инсценировку желательно повторить 2—3 раза.

«ШАЛУНИШКИ-КОТЯТКИ ПОТЕРЯЛИ ПЕРЧАТКИ»
Инсценировка по английской народной песенке в переводе И.  Родина
Реквизит.  Для детей — шапочки для роли котят; перчатки, вырезанные из бумаги и разрисованные каждым ребенком по своему желанию; корыто или тазик.  Для педагога — шапочка для роли кошки, нарядное платье.

Подготовка спектакля
Педагог напоминает детям о том, как они прекрасно выступили в роли котят в инсценировке английской песенки «Перчатки» в переводе С.  Я.  Маршака.
Затем рассказывает, что существует перевод песенки поэта И.  Родина.  Читает текст:
Шалунишки-котятки потеряли перчатки
И не смеют взойти на порог.
—Мама, мама, прости! Мы не можем найти,
Куда подевались перчатки!
—Не найдете перчатки, так и знайте, котятки,
Я не стану готовить пирог!
Мяу-мяу пирог, мяу-мяу пирог,
Я не стану готовить пирог!
Испугались котятки, отыскали перчатки
И к маме бегут со всех ног.
—Мама, мама, открой и пусти нас домой!
Мы нашли на дороге перчатки!
— Отыскали перчатки? Золотые котятки!
Получайте за это пирог!
Мяу-мяу пирог, мяу-мяу пирог,
Получайте за это пирог!
Натянули котятки на лапки перчатки
И съели до крошки пирог.
—Ай, мамочка, ай! Ты нас не ругай,
Но грязными стали перчатки!
—Грязнульки - котятки! Снимайте перчатки!
Я вас посажу под замок!
Мяу-мяу под замок, мяу-мяу под замок,
Я вас посажу под замок!
Стирают котятки в корыте перчатки. 
Ах, как это трудно — стирать!
Все три, три и три. . .
— Ой, мама, смотри!
Уже отстирались перчатки!
— Отмыли перчатки?
За это котятки,
Я вас отпущу погулять!
Мяу-мяу погулять,
Мяу-мяу погулять,
Опять отпущу погулять!

Работа над ролью котят осуществляется так же, как и в спектакле по стихотворению С.  Маршака.  Кроме того, дети тренируются в выполнении движений, имитирующих стирку и еду пирога.
Воспитатель продолжает учить не подходить на сцене друг к другу, а располагаться на некотором расстоянии.  Если эту задачу уже удалось решить ранее, то можно поставить новую — не загораживать друг друга, чтобы зрители хорошо видели каждого участника.

Проведение спектакля
В начале спектакля педагог может объяснить родителям, что «Сказки матушки Гусыни» — самая читаемая книга в англоязычных странах.  Многие стихотворения хорошо известны русским детям благодаря переводам С. Я.  Маршака и К. И.  Чуковского.  В предлагаемой инсценировке использовано стихотворение о котятах в переводе И.  Родина.
Дальнейшее проведение спектакля аналогично инсценировке песенки «Перчатки». 

«КТО КОГО ПЕРЕХИТРИЛ»
Инсценировка по стихотворению Д.  Хармса

Реквизит.  Для детей — шапочки для роли зайчат.
Для педагога атрибуты охотника (шапка, ружье, капкан).

Подготовка спектакля
Педагог напоминает о спектаклях, в которых дети исполняли роль зайцев, о том, как образно они их представили: испуганных, шаловливых и т. п.
Воспитатель.  Много врагов у зайчишек.  Но от лисы и волка можно убежать.  Гораздо страшнее, когда на зайцев охотится человек и использует ружье, капкан.
Но однажды охотник оказался наказанным.  (Выразительно читает стихотворение. )
Вот сидят четыре зайца.
Я капкан поставлю тут.
И в капкан четыре зайца
Моментально попадут.
Ой! Ой! Ой! Ой!
Сам в капкан попал ногой!
— Зайцы, зайцы,
Поглядите!
Подойдите!
Помогите!
Надо мной смеются зайцы:
Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха.

Педагог рассказывает, что, играя роль охотника, она постарается показать, какой он плохой и жадный.  А детям в роли зайцев надо передать радость оттого, что беда миновала и злой охотник наказан.  Например, продумать жесты, мимику.

Проведение спектакля
Чтобы зрители смогли увидеть и оценить игру каждого, важно правильно расположиться на сцене: в центре — охотник, а справа и слева — зайцы, при этом фигуры на первом плане сцены не должны загораживать тех, кто находится на втором плане, а фигуры второго плана не должны загораживать тех, кто стоит на третьем плане.
Целесообразно именно в этом мини-спектакле поставить перед детьми такую задачу, потому что исполнение роли зайцев не требует от них запоминания слов.  Кроме того, к этому времени дети уже имеют сценический опыт, меньше стесняются, свободнее ориентируются в пространстве сцены.

«РАЗГРОМ»
Инсценировка стихотворения Э.  Успенского

Реквизит.  Для педагога — сапоги или ботинки.
Декорации.  Разбросанные вещи, игрушки.

Подготовка спектакля
Педагог выразительно читает детям стихотворение:
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом. 
Мама глядит кругом.
—Был на квартиру налет?
— Нет.
—К нам заходил бегемот?
—Нет.
—Может быть, дом не наш?
—Нет
—Может, не наш этаж?
—Нет
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
—Значит, это не обвал?
—Нет.
—Значит, слон не танцевал?
—Нет.
—Очень рада.  Оказалось,
Я напрасно волновалась.

Воспитатель интересуется, понравилось ли стихотворение детям, бывали ли в их жизни такие случаи и как вели себя их мамы.  Советуется, можно ли сделать инсценировку по этому стихотворению и как его содержание проиграть на сцене.
Результаты экспериментальной работы показывают: приобретя опыт, дети вносят очень интересные предложения по постановке спектакля.  Поэтому педагогам рекомендуется, как можно больше времени уделять обсуждению.

Проведение спектакля
Для достижения сценической выразительности важно выбрать правильный темп ведения спектакля, не бояться пауз, дополнительных комментариев.  Только действия актеров, а не декорация спектакля могут заставить зрителей поверить в происходящее на сцене.  Так, например, если педагог в роли мамы просто стоит и говорит: «Был на квартиру налет?», то это выглядит неубедительно.  Если же зрители увидят действия человека, который подбежит то к одним разбросанным вещам, то к другим, возьмет их в руки, в ужасе отбросит, начнет рассматривать новые и т. п. , то смогут поверить, что на квартиру действительно был налет.  Или перед фразой «Может быть, дом не наш?» педагог начнет судорожно рыться в сумочке в поисках ключей, достанет их, вставит в замочную скважину и т. п.

«ВОРОБУШКИ»
Инсценировка стихотворения В.  Берестова

Реквизит.  Для детей — шапочки для роли воробьев.

Подготовка спектакля
Педагог проводит с детьми наблюдения за поведением воробьев.  В разговоре подчеркивает, что позади трудный период в жизни птиц — голодная и холодная зима.  А наступление весны — это появление тепла и корма.  Выразительно читает стихотворение:
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
—Мы выжили!
—Мы дожили!
Мы живы, живы мы!
После того как дети выразят желание инсценировать стихотворение, воспитатель предлагает обсудить, как они будут изображать воробушков, которые радуются весне.  Воробушки, как и люди, могут по-разному выражать свои чувства: одни хлопают крыльями, подпрыгивают, кружатся, другие — тихо чирикают и т. п.
Педагог рассказывает о первых признаках весны в природе, а затем проигрывает с детьми несколько этюдов встречи весны «воробьями-забияками» и «воробьями-тихонями».

Проведение спектакля
Представление начинается с поздравления родителей с началом весны.  По окончании спектакля воспитатель подробно рассказывает о достижениях каждого ребенка.

«СТАРУШКА»
Инсценировка стихотворения из английской народной поэзии в переводе С.  Маршака

Реквизит.  Для девочек — платки и корзинки.  Для мальчиков — шапочки для роли щенков и собак.
Декорации.  Любой материал для изображения дороги (кусок ткани, ковровая дорожка и т. п. ).  Искусственная елка, имитация окна или дома.

Подготовка спектакля
Педагог педлагает познакомиться еще с одним произведением английской поэзии в переводе С.  Маршака и выразительно читает стихотворение:
Старушка пошла продавать молоко. 
Деревня от рынка была далеко. 
Устала старушка и, кончив дела,
У самой дороги вздремнуть прилегла. 
К старушке веселый щенок подошел,
За юбку схватил и порвал ей подол. 
Погода была в это время свежа,
Старушка проснулась, от стужи дрожа. 
Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и кровать,
Но, порванной юбки нащупав края,
Сказала: «Ах, батюшки, это не я!
Пойду-ка домой.  Если я — это я,
Меня не укусит собака моя!
Она меня встретит, визжа, у ворот,
А если не я — на куски разорвет!»
В окно постучала старушка чуть свет. 
Залаяла громко собака в ответ. 
Старушка присела, сама не своя,
И тихо сказала: «Ну, значит, не я!»

После того как воспитатель убедится, что дети правильно поняли содержание стихотворения, предлагает обсудить будущую инсценировку, распределить роли.  Опыт показывает, что дети могут предложить необычное, но очень интересное решение спектакля.  Так, например, обсуждался вариант, при котором роль старушки была поручена педагогу, а мальчики и девочки поделили между собой роли щенков и собак, которые громко лаяли у дома старушки.  Но затем дети от этого варианта отказались.  Девочки захотели быть старушками, а мальчикам была поручена роль щенков, которые разорвали подол старушки, а затем изображали у ворот ее дома собак.
Таким образом, каждый педагог и его воспитанники могут придумать свой вариант постановки.  Главное, чтобы дети при создании образа совершенствовались в использовании разнообразных средств выразительности.  Например, восемь девочек исполняют роль старушек, но каждая самостоятельно выбирает позу для сна, изображает походку, испуг при виде порванной юбки, придумывает движения, связанные с поиском домашних туфель, свечи и кровати и т. д.
Если в спектакле роли будут распределены между мальчиками и девочками, то партнеры должны заранее знать друг друга.

Проведение спектакля
Целесообразно перед началом инсценировки дать описание той обстановки, в которой будет происходить действие.  Это положительно влияет на маленьких артистов, помогает им добиться выразительности при создании образов.
Не менее важным является выработка оптимального темпа-ритма спектакля, например, выдержать паузу, чтобы дать детям возможность глубже почувствовать состояние героя и т. п.

«ДЕВОЧКА-РЕВУШКА»
Инсценировка стихотворения Д.  Барто и П.  Барто
Реквизит.  Чашки.

Подготовка спектакля
Педагог выразительно читает стихотворение.
Практика показывает, что всем девочкам очень хочется выступить в главной роли.  В таком случае предложите назвать спектакль «Девочки-ревушки», где девочки исполнят роли «ревушек», а мальчики — роли «подающих молоко», «укладывающих спать», а также будут изображать народ, который сбежался, чтобы узнать, кто ревет.
Советуем воспитателю побеседовать с девочками о выразительной передаче образа ревушки, а с мальчиками потренироваться в умении проникновенно и выразительно произносить слова, сопровождая их определенными жестами.
Что ты плачешь, ревушка,
Ревушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти. 

Проведение спектакля осуществляется в зависимости отнятого постановочного решения.

«БАРАНЫ»
Инсценировка стихотворения С.  Михалкова

Реквизит.  Для детей — шапочки с изображением рогов для роли белых и черных баранов.
Декорации.  Для изображения воды и моста — кусок ткани, полоска бумаги, коврик, ковровая дорожка или что-либо другое.

Подготовка спектакля
Педагог выразительно читает стихотворение и затем обсуждает с детьми, как распределить роли, осуществить постановку и т. п.
Опыт показывает: большинство детей высказывают желание участвовать в спектакле в роли одного из баранов.  Это требует вариативного подхода к постановке.  Например, в одной группе спектакль был поставлен таким образом: на мостике одновременно встречались восемь пар баранов, синхронно произносили текст, а в заключение делали вид, что падают в воду.
В другой группе детям не понравился печальный конец, и были придуманы новые заключительные строки: «В этой речке утром рано плавали все двадцать два барана».  Педагог осуществил постановку следующим образом: пары «баранов» встречались на мостике, каждый произносил свой текст.  Но, столкнувшись друг с другом, бараны падали с моста и «плавали» до тех пор, пока все упрямцы не оказались в воде.
Это вовсе не означает, что всем воспитателям следует поступать так же.  Механическое копирование чужого опыта не приносит удовлетворения.
Проведение спектакля осуществляется в зависимости от принятого постановочного решения.

«СУНДУК»
Инсценировка норвежской народной сказки в переводе С.  Маршака[16]

Реквизит.  Небольшое засохшее дерево («осина»), закрепленное на подставке; бумажные коробки, оформленные под сундуки; ключи, вырезанные из бумаги; кусочки шпагата — «поросячьи хвосты».
Декорации.  Трясина — небольшие предметы, накрытые или обернутые бумагой разных оттенков зеленого цвета.

Подготовка спектакля
Педагог предлагает детям вспомнить сказки, в которых главные герои — дурачки, и напоминает, что обидное прозвище было им дано злыми людьми.  На самом деле, герои этих сказок не глупые, а добрые, веселые, смелые и находчивые люди.  Для того чтобы дети могли убедиться в этом, воспитатель предлагает познакомиться с норвежской сказкой «Сундук» и выразительно читает ее.  Затем интересуется, понравилась сказка или нет.  Получив положительный ответ, обсуждает с детьми варианты ее инсценировки, распределяет роли, продумывает выразительность движений, жестов, мимики.

Проведение спектакля
В середине комнаты устанавливается «осина» с висящими на ней «сундуками». 
Воспитатель.
За деревней была трясина,
На трясине росла осина. 
Торчали на осине суки,
И висели на них сундуки.
Дети, сидя на стульях, сопровождают текст жестами:
«трясина»волнообразные движения руками;
«осина» — поднимают руки вверх;
«суки» — одну руку опускают, другую поднимают;
«сундуки» — рисуют пальцами в воздухе воображаемый сундук. 
Воспитатель.
Только ветром их качало,
Только градом в них стучало. 
А мохнатые лесные пауки
Паутиной оплели сундуки.
Жесты детей:
«ветер» — руками покачивают над головой;
«град» — стучат в воображаемый сундук кулаком;
«пауки» шевелят пальцами обеих рук.
Воспитатель.
Шли дураки по трясине,
Увидали сундуки на осине.
Дети встают со стульев и обходят осину»(изображают удивление, разводят руками, переглядываются и т. д. ). 
Дети. 
Вот удача!
Всех на свете мы станем богаче. 
Нам достались сундуки с деньгами,
С изумрудами и жемчугами. 
Заживем мы теперь веселей. 
Полтораста купим себе кораблей
И от палубы верхней до трюма
Нагрузим их мешками изюма.
Воспитатель.
Взяли дураки у соседей пилу
И тихонько полезли по стволу. 
Подпилили на осине суки —
И свалились на землю сундуки. 
Жесты детей:
«полезли» — перебирают руками воображаемый ствол;
«подпилили»движение рукой, имитация звука пилы: «Вжик-вжик. . . »; «свалились»– встряхивают кистями рук.
Воспитатель.
Так и грохнуло, будто из пушки,
Испугались в болоте лягушки. 
Стали дураки отпирать замки,
Только ключи подобрать никак не могли. 
Жесты детей:
«грохнуло» – закрывают уши;
«испугались»–изображают испуг мимикой и движениями;
«стали отпирать» — вертят воображаемый замок во все стороны. 
Дети.
Вот задача:
Надо ключ отыскать, не иначе. 
Без ключей не открыть нам замков,
Без замков на открыть сундуков. 
Воспитатель. 
По дороге дураки пошли,
Медные ключи под кустами нашли,
Ключи с золотой бородкой,
Стали хвастать дураки находкой. 
Дети возвращаются к своим стульям, под каждым находят ключ.  Показывают свой ключ друг другу.
Дети.
Вот удача!
Всех на свете мы станем богаче,
Полтораста купим кораблей,
Апельсинов, конфет, кренделей. 
То-то пир на весь мир мы устроим,
Если только сундуки мы откроем!
Воспитатель. 
Ключи потерли они руками — блестят.
Дунули в дырочки — ключи свистят. 
Сунули ключи в замочные щелки,
А замки отомкнулись и щелкнули. 
Жесты детей: трут ключи, дуют в них, вставляют в воображаемые щелки и произносят: «Щелк». 
Воспитатель. 
Огляделись дураки вокруг,
Заглянули осторожно в сундук. 
Дети.
Вот неудача!
Не намного мы стали богаче, —
Мы нашли только хвосты поросячьи. . .
(Достают из сундуков кусочки шпагата — «поросячьи хвосты». )
Воспитатель. 
Очень тоненькие хвосты да короткие.
Много ль проку в такой находке?
Были бы хвосты поросячьи побольше,
Так и сказка была бы подольше!
Дети оставляют сундуки под «осиной», изображая грусть, возвращаются на свои места. 

«ЛИСИЧКИ»
Инсценировка стихотворения А.  Милна

Реквизит.  Для каждого ребенка — шапочка с изображением лисьих ушек (можно использовать шапочку котенка), носовой платочек, игрушка-мышонок; коробка или пакет с конфетами и шоколадками; подносы.
Декорации.  Искусственные елочки.

Подготовка спектакля
Педагог читает детям стихотворение и предлагает разыграть его перед родителями.  По рекомендации воспитателя каждый ребенок придумывает кличку для своего лисенка, рассказывает, какой он (веселый, грустный, смелый, добрый, тихий или озорной и т. п. ) ,а также продумывает действия с платочками и игрушками-мышатами.  Педагог задает наводящие вопросы:
• то могут делать лисята с носовыми платочками, которые они найдутв коробке?(Рассмотреть, вытереть нос, мордочку, покружиться в танце, надеть на голову вместо косынки и др. )
• Как лисята играют в прятки с мышатами?(Каждый лисенок прячет своего  мышонка, делает вид, что ищет его, радуется, что находит, и т. п. )
• Как надо бегать, чтобы «сверкали пятки»?

Проведение спектакля
Воспитатель кратко описывает место действия и представляет участников постановки, называя и характеризуя каждого: «В одном сказочном лесу жили замечательные лисички.  Лисичка Маня — веселая и озорная.  Лисенок Дик — тихий и немного грустный». . .
Затем читает текст с паузами, во время которых дети движениями, жестами, мимикой передают действия лисичек.

Воспитатель.
Честь имею вам представить
Я лисичек из лесочка,
(Дети кланяются. )
Ни одной у них рубашки,
(Разводят руками и жестами показывают, что у них нет рубашек. )
Ни единого чулочка.
(Демонстрируют колготки, носки. )
Только есть у них коробка,
(Воспитатель вносит большую коробку.  Лисята ее внимательно изучают, нюхают, долго открывают — для этого можно оклеить ее скотчем или чем-то обвязать. )
А в коробке есть платочки.  (Пауза. )
Вот и все.  На этом точка!
(Лисята достают из коробки платочки, рассматривают их, а затем действуют с ними по собственному желанию.  После слов «На этом точка» замирают. )
Ни одной у них подушки,
Ни одной у них кроватки,
(Дети ложатся на ковер.  Звучит колыбельная.  Затем лисички просыпаются, потягиваются и делают вид, что они что-то ищут, находят, но не показывают зрителям, бегут и прячут за елочки. )
Но зато они с мышами
Поутру играют в прятки.
(Лисята выбегают из-за елочек.  У каждого в руках мышонок, с которым они играют, а затем «прячут» и «находят». )
Через лес они несутся,
И у них сверкают пятки. 
(Под веселую музыку дети бегут и прячутся за елочками. )
Вот пошли они на праздник,
Получили там награду —
(Воспитатель дает каждому коробку или пакет с конфетами и шоколадками.  Дети делают вид, что пересчитывают их. )
Сто конфеток, сто конфеток,
Триста плиток шоколаду.
(Лисички красиво раскладывают сладости на подносе и показывают зрителям. )
Вот все, что мне известно
Про лисичек из лесочка,
У которых — ни кроватки, ни рубашки, ни чулочка,
У которых есть коробка,
А в коробке есть платочки,
Носовые есть платочки. 
Сказка вся.  На этом точка. 
(Воспитатель предлагает лисичкам угостить гостей и организует чаепитие. )

«ЧИВ-ЧИВ, ВОРОБЕЙ!»
Инсценировка (из коми-пермяцкого фольклора)

Реквизит.  Для детей — шапочки с изображением воробьиного клюва.

Подготовка спектакля
Мамы и папы назначаются на роли родителей воробьев и заранее учат текст.  Дети будут маленькими воробышками, которые должны произносить только одну фразу: «Нет, папенька!» или «Нет, маменька!» и лишь в конце сказать: «Мигом, папенька», «Сел я, маменька!»

Проведение спектакля
Воспитатель.  Под крышей одного большого дома жили воробьи.  В каждой воробьиной семье были дети-воробьишки.  Пока воробьишки были маленькие, мамы и папы ухаживали за ними: приносили корм, учили летать, спасали от врагов.  А воробьишки радовались жизни и весело порхали среди деревьев.  (Дети под музыку двигаются по залу. ) Но потом родители-воробьи состарились, и им потребовалась помощь.
Однажды из одного воробьиного гнездышка раздались голоса воробьев-родителей.
Первая группа родителей (хором).  Чив-чив, воробей, сбегай грядки полей.
Дети-воробьи.  Нет, папенька! Нет, маменька! (При этом жестами и мимикой изображают категорический отказ. )
Воспитатель.  Вот какие ленивые в этой семье воробьишки.  Но, может быть, в другой воробьиной семье дети приучены помогать взрослым? Сейчас узнаем.
Вторая группа родителей (хором).  Чив-чив, воробей, в крыше дырку забей.
Дети-воробьи.  Нет, папенька! Нет, маменька!
Воспитатель.  И эти воробышки отказались помочь своим родителям.  Но, может быть, в третьей воробьиной семье дети приучены к труду?
Третья группа родителей (хором).  Чив-чив, воробей, самовар подогрей.
Дети-воробьи.  Нет, папенька! Нет, маменька!
Все родители (хором).  Чив-чив, воробей, сядь за стол поскорей!
Все дети.  Мигом, папенька! Сел я, маменька! (Бегут и занимают места за столами рядом с родителями. )
Воспитатель хвалит артистов и говорит, что дети в их группе не такие ленивые, как воробьишки из сказки, и предлагает рассказать, как они помогают своим родителям.

***
Рекомендуем для подготовки и проведения инсценировок следующие произведения.
Е.  Благинина.  Злючка-колючка. 
Г.  Лагздынь.  Аккуратные зайчата. 
Л.  Квитко.  Анна-Ванна бригадир.

Из шведской народной поэзии (Перевод И.  Токмаковой. )
Мы пошли по ельнику
Мы пошли по ельнику, ельнику,
Мы пришли на мельницу к мельнику. 
Нам навстречу из ворот
Вышел черный-черный кот. 
Говорит он: — Мельник нынче
В гости вас совсем не ждет!

Из польской народной поэзии (Пересказ Л.  Яхнина. )
Села кошка на окошко:
– Мур-мур-мур.
А мышонок, хвостик тонок:
— -шур-шур.
Пес кудлатый возле хаты:
—в-гав-гав!
За Данусей ходят гуси:
—-га-га!

Из английской народной поэзии (Перевод С.  Маршака. )
ТРИ ЗВЕРОЛОВА
Три смелых зверолова
Охотились в лесах. 
Над ними полный месяц
Сиял на небесах. 
— Смотрите, это — месяц! —
Зевнув, сказал один. 
Другой сказал: — Тарелка!
А третий крикнул: – Блин!
Три смелых зверолова
Бродили целый день,
А вечером навстречу
К ним выбежал олень.
Один сказал: — Ни слова!
В кустарнике – олень!
Другой сказал: — Корова!
А третий крикнул: – Пень!
Три смелых зверолова
Сидели под кустом,
А кто-то на березе
Помахивал хвостом. 
Один воскликнул: — Белка!
Стреляй, чего глядишь!
Другой сказал: — Собака!
А третий крикнул: – Мышь!

Д.  Хармс.  БУЛЬДОГ И ТАКСИК
Над косточкой сидит бульдог,
Привязанный к столбу. 
Подходит таксик маленький
С морщинками на лбу. 
«Послушайте, бульдог, бульдог, —
Сказал незваный гость, —
Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость». 
Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком,
А таксик от него.
Бегут они вокруг столба. 
Как лев бульдог рычит,
И цепь стучит вокруг столба,
Вокруг столба стучит. 
Теперь бульдогу косточку
Не взять уже никак. 
А таксик, взявши косточку,
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти,
Как поздно! До свидания!
Сидите на цепи».

Л.  Квитко.  ОДИН ВИНИТ ДРУГОГО
Вот бежит из кухни кот
И глаза платочком трет. 
Вытрет глаз — другой заплачет,
Вытрет оба — плачет нос.
—Котик, что с тобой стряслось?
—Бобка масло облизал,
На меня со зла сказал. 
Чем же я-то виноват,
Что кудлатый вороват?
Тут щенок — за порог
В куст шмыгнул и там залег. 
Злобно смотрит из засады,
Ветку гложет от досады. 
Дождик, лужи. . , в доме ужин. . :
Заскулил тихонько пес.
—Бобка, что с тобой стряслось?
—Котик масло облизал,
На меня со зла сказал.
Чем же я-то виноват,
Что усатый вороват?
И сказала маме дочь:
– Уберем-ка масло прочь,
В погребок,
Под замок,
Чтоб никто достать не смог!
Плачет Бобка, плачет котик. . .
—то ж вы снова слезы льете?
Пес завыл,
Кот замяукал.
—Bay, мяу — в кухне скука. 
Лежит маслице в горшке
В погребке,
На замке!. .
Кто же, кто же виноват?
Кто же, кто же вороват?

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования