Общение

Сейчас 669 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

«КАК ЛИСТОВИЧКИ ВЫБРАЛИ ДЛЯ СЕБЯ ДОМИКИ»
Реквизит. Домики, которые сделали дети на занятии по художественному труду, шапочки, венки, короны из листьев деревьев (клена, липы, тополя, березы, ясеня и других пород, которые растут в данной местности и хорошо знакомы детям).
Постановка.   Педагог обращает внимание детей на домики для листовичков, которые они сделали на занятии по ручному труду. Выражает сожаление по поводу того, что домики не видели их родители иничего не знают о маленьком народце, который живет под деревьями в лесах, парках и садах.
Постепенно педагог подводит детей к мысли о том, что о жизни листовичков можно рассказать много интересного со сцены их театра.  Затем выражает сожаление по поводу того, что писатели, поэты ничего о них не знают, поэтому не придумали об этом ни сказок, ни стихотворений.  И если дети хотят показать своим родителям инсценировку про листовичков, они должны сами придумать для нее содержание.
После того, как дети выразят желание принять в этом участие, педагог предлагает каждому ребенку выбрать для себя роль, которую он хотел бы исполнять.
При решении этой задачи отдельные дети могут растеряться или испытывать затруднения.  Педагог может легко помочь таким детям, если расскажет им о том, как он представляет себе мир природы, окружающий листовичков осенью.
Воспитатель рассказывает:
«Многие из вас, дорогие дети, любят золотую осень.  Особенно красива она в лесу.
На опушках еще растут грибы: розовые сыроежки, бархатные тонконогие опята, важные грузди и душистые рыжики.
В мохнатых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква, а среди деревьев яркими огоньками краснеют гроздья рябины и калины.
Тихо кругом.  Медленно кружась, падают с деревьев листья и нарядным ковром устилают землю.  Но что это?
Остановитесь и прислушайтесь.  Надеемся, что вы услышите легкий шум.  Это - листовички, маленькие, забавные человечки в накидках – из красивых осенних листьев.  Под липами живут Липовички, под березами – Березовички, под осинами – Осиновички.  Среди них есть взрослые и дети, девочки и мальчики».
Педагогу при распределении ролей не следует бояться их дублирования.  Вполне возможно, что у вас будет много Кленовичков, Липовичков, Рябиновичков.  Это связано с тем, что именно эти деревья  хорошо знакомы детям.
Затем педагог предлагает каждому ребенку выбрать для себя лист с того дерева, который соответствует его роли и продумать костюм.
Вначале детям надо решить вопрос относительно общего колорита.  Если в спектакле будет рассказываться о жизни листовичков летом, то листья на костюмах будут разных оттенков зеленого цвета, а если осенью, то в теплой гамме красно-желто-коричневых тонов.
При изготовлении шапочек, кокошников и других атрибутов важно пояснить детям, что в театральном костюме нецелесообразно стремиться к передаче реальной величины листа.  Природа театра такова, что требует определенной меры условности.  Так, например, если маленькие, в натуральную величину листья березы прикрепить к одежде, то зрители их не заметят, а если продумать их расположение так, чтобы имитировать тонкость и воздушность ветвей, то это будет выглядеть значительно выразительнее.  Кроме того, педагог должен обязательно объяснить детям, что работу по изготовлению костюма они могут осуществлять на протяжении длительного времени.  В течение всей последующей недели можно вместе с родителями придумать много интересных деталей, декоративных элементов и т. п.
После обсуждения особенностей костюма дети переходят к определению характера своих героев.
Педагог объясняет им, что у листовичков, как и у людей, могут быть совершенно разные характеры.  Есть листовички, которые очень добрые, а есть – злые.  Среди них много веселых человечков, но попадаются тихони и молчуны, и т. п.  Затем каждому ребенку педагог предлагает рассказать о характере его героя – какой он?
Определившись с характером листовичков, дети под руководством педагога решают, как будут проявляться особенности характера каждого героя в его поведении и движениях.
После демонстрации движений каждого персонажа педагог предлагает перейти к созданию сценария будущего спектакля.
Опыт показал, что на первых порах этот процесс малоэффективен: мало интересных фактов, творческих находок.  Так и должно быть.  Но не следует насиловать воображение детей, а лучше увлечь их какой-то одной темой, наиболее близкой и понятной каждому.  Например, дети уже сделали для листовичков домики, и, следовательно, могло произойти событие, которое связано с их выбором, а затем заселением.
Педагогу не следует спешить со своим рассказом и строить его таким образом, чтобы дети могли принять в нем участие.
Высказывание каждого ребенка педагог принимает с большой радостью: «Точно! Как ты догадался (лась)? Это замечательно придумано!» и т. д.  Педагог просит детей не перебивать друг друга и не спешить, чтобы была возможность точно записать предложение каждого.
Воспитатель начинает рассказывать:
«На участке детского сада № (называет номер своего дошкольного учреждения) среди травы жили маленькие человечки - листовички (перечисляет всех детей в соответствии с выбранной каждым ролью).
–Очень хорошо жилось листовичкам летом (Как вы думаете, что они делали? Чем любили заниматься?)
– Однажды, взяв корзинки, они отправились в соседний лес (Как вы думаете, зачем?)
– Но не успели они войти в лес, как встретили . . .  (Как вы думаете, кого?)
– Листовички очень . . .  (Как вы думаете, что они почувствовали?)
– В лесу было . . .  (Как вы думаете, как там было?) и т. п.
Но закончилось теплое лето и жизнь листовичков изменилась (Как вы думаете, с чем это связано?).
И с этого момента они уже не могли ни о чем думать, кроме как о теплом, уютном домике.
Каждый листовичок представлял себе свой домик по-своему (Как? Расскажите об этом. ).  Но когда, однажды проснувшись утром, они увидели много замечательных домиков, то просто растерялись и не знали, что им делать.  Как поделить имеющиеся домики?
Листовички сели под деревом и стали думать (К какому решению пришли листовички, должны определить сами дети)»
Затем каждому ребенку в роли листовичка надо предложить обосновать свой выбор.  Желательно подсказать детям, что уже в этой процедуре может проявиться характер каждого: ворчун, нерешительный, важный, веселый, угрюмый и т. п.
Сказку можно закончить тем, что, получив в свое распоряжение такие замечательные домики, листовички успокоились и стали готовиться к встрече зимы.
После того, как сказка будет составлена, педагог предлагает детям провести репетицию.
На протяжении следующей недели дети неоднократно возвращаются к работе над своими костюмами, подбирают или делают необходимые атрибуты, вносят изменения в содержание спектакля.  Задача педагога состоит в том, чтобы в равной мере активизировать действия всех детей и провоцировать их к прямому, непосредственному, специально неподготовленному общению по ходу спектакля (они могут познакомиться друг с другом и т. п. ).
Окончательный вариант спектакля записывается педагогом и хранится в группе.

«СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ОСЬМИНОЖКИ»
Реквизит.  Осьминоги, которых дети изготовили сами на занятиях по художественному труду. Для каждого ребенка несколько различных предметов, которые они будут сверху покрывать кусочками ткани, имитируя жилище осьминога, растения вместо водорослей и т. д.

Информация для воспитателей
Наиболее распространен в Средиземном море и Атлантическом океане обыкновенный спрут, или осьминог, светло-серого цвета, который по временам переходит в красный или желтоватый; на верхней стороне замечаются множество бородавочек.
Забравшись в расщелину скалы, спрут выслеживает своими горящими глазами добычу и при ее приближении как стрела бросается на свою жертву, схватывает своими руками и возвращается назад в свое логовище, где немедленно пожирает пойманную добычу.  Нередко спрут устраивает сам себе логовище в виде кратерообразного углубления, для чего натаскивает своими руками камни: усевшись в такое углубление, спрут терпеливо выжидает добычу.  Летом спруты перекочевывают поближе к берегу и выбирают дно, покрытое валунами, хотя нередко встречаются и на илистом дне.
Осьминогов нетрудно содержать в неволе, причем легко можно наблюдать их образ жизни.  Из таких наблюдений оказалось, что осьминог ночное животное и днем движется мало.  Замечательно, что, проглатывая раков или различных моллюсков, осьминог выбрасывает обратно раковины и панцири совершенно неповрежденными, так что пища, по-видимому, высасывается им из скорлупы.  Весьма интересно наблюдать охоту осьминога.  Он бросается на представившуюся жертву быстро и энергично, причем цвет его тотчас же изменяется и начинает переливать различными оттенками.  Вид хищника в это время очень страшен, и неудивительно, что крабы, завидя спрута, теряют свою обычную развязность, ходят в ужас и впадают в состояние как бы очарования.  . . .  спрутов можно назвать самыми воинственными, храбрыми из морских животных, им нельзя отказать в большой сообразительности и настойчивости в достижении цели.
Энергичная натура осьминогов проявляется в беспрестанном движении руками.  Если животное потревожить, для чего достаточно постучать в стекло аквариума с противоположной стороны, то лютый хищник сейчас же приходит в возбуждение, которое легко проследить по изменению цветов, при этом вся наружность его выражает раздражение; тело приподымается из норы, глаза надуваются, цвет темнеет, одна пара рук приподымается, между тем как другие ощупывают окружающие предметы, подыскивая точку опоры, и в следующий момент животное может стремглав кинуться на врага.  В возбужденном состоянии спрут с силой втягивает воду, причем мантия надувается и из отверстия воронки выбрасывается струя. [17].

 Постановка.  Педагог обращает внимание детей на игрушек-осьминогов, которых они сделали на занятиях по художественному труду, любуется ими и рассказывает о том, что он знает о жизни этих животных в природе.
Затем педагог говорит детям о том, что их кукол-осьминогов они могут сами «превратить» в актеров очень интересного кукольного театра, который называется «театром марионеток».  В этом театре актеры управляют куклами с помощью ниток.  И если дети возьмут прочную нить и с помощью большой иглы незаметно проденут ее снизу через всю голову.  На высоте примерно 30-35 см над головой осьминога из этой нити делается петля, концы которой надо прочно связать с основной нитью.  Теперь, надев петлю на палец, можно легко управлять куклой.
В качестве сцены для театра марионеток используется пол, который в зависимости от изображаемых в спектакле событий покрывают тканью соответствующего цвета.
Так, например, действие нашей сказки про осьминожек будет происходить на морском дне, а, значит, для его изображения можно использовать цвета, имитирующие камни, которые под водой выглядят очень красиво.
Камни можно сделать из любых предметов, накрыв их сверху лоскутками ткани.  Для этого можно использовать шелковые, блестящие ткани.  Чудесный блеск цветов будет создавать иллюзию причудливых переливов морского дна.  А если учесть, что осьминоги расселяются в расщелинах между камнями, то жилище каждого осьминога может выглядеть достаточно привлекательно.
Для детей-артистов стулья ставятся полукругом, близко друг к другу.  Их колени и ноги до пола закрываются единым, большим полотном ткани, благодаря чему маленькие куклы-марионетки хорошо видны зрителям.  Важно, чтобы цвет покрывала не совпадал с цветом кукол.  Поэтому для него лучше использовать ткань светлых, нейтральных тонов.
После того, как дети проявят интерес к показу спектакля об осьминогах, педагог проводит традиционную работу, предусмотренную нашей методикой:
–от изобразительного образа дети переходят к выбору характера своего героя; дают ему кличку;
–с помощью нити учатся управлять движениями своего осьминожка, в зависимости от его характера;
– отрабатывают интонацию.
Содержание спектакля может быть самым простым.
Вначале педагог рассказывает всем присутствующим об осьминогах.
Затем знакомит их с одним из обитателей морского дна, который затем появляется на сцене театра марионеток (дети заранее «строят» для своих осьминожек жилища, которые располагаются напротив стульчика, на котором сидит ребенок).
Педагог предлагает зрителям полюбоваться их «жилищами», а затем с каждым осьминогом знакомит зрителей.
Закончиться этот мини-спектакль может какой-нибудь историей.  В том случае, если в беседе с детьми педагог не получит нужной информации, можно использовать следующий сюжет, в котором педагог выступает в роли рассказчика с показом всех действий.
«Однажды о городе осьминожек в расщелинах скал узнали рыбаки и решили поймать их.  «Уж если нам удавалось перехитрить взрослых осьминогов, то этих малышей мы отловим в два счета,» - думали они.
Для ловли осьминогов они взяли длинную бечевку, привязали к ней белый . . .  (называет предмет, который будет привязываться) и для тяжести еще прикрепили камешек.
Забросив снаряд с приманкой подальше, рыбаки начали медленно тянуть его по дну.  Обычно при виде приманки взрослые осьминоги бросались на нее, крепко схватывали, а рыбак осторожно вытаскивал их из воды.
Но с нашими сообразительными малышами этот номер не прошел.  Увидев приманку, осьминожка . . .  (называет имя того осьминога, которым управляет наиболее подготовленный к диалогу ребенок) сказал: (ответ ребенка в соответствии с услышанным).  Его поддержали и другие: (хоровой ответ детей).
В приманке рыбаков осьминог . . .  (называет имя) сразу узнал . . .  (ответ ребенка).  Его поддержали соседи справа и (называет имена и выслушивает ответы детей слева и т. д. ).
Диалог между детьми организует педагог и он может продолжаться до тех пор, пока дети не потеряют к нему интереса.  После этого ведущий по своему желанию может продолжить свой рассказ, или его закончить.
В качестве продолжения может использоваться сюжет, в котором «осьминожки» предпринимают попытку перехитрить рыбаков и утащить их снасть и т. п.
Во время репетиции очень важно следить за тем, чтобы дети действовали последовательно и организованно и сохранялся простейший принцип управления куклой-марионеткой – если кукла говорит, она двигается.

«ПОРОСЯТА»
Инсценировка по стихотворению В. Лифшица

Реквизит. очки с ушками, носы-пятачки, хвостики и другие атрибуты по желанию детей.  Большой ящик, коробка для изображения корытца.
Постановка. Педагог интересуется у детей, видели ли они когда-нибудь поросят и что они о них знают.  Узнает, как они относятся к героям сказки «Три поросенка», кто из поросят им больше всего понравился и почему.  Затем читает детям стихотворение В. Лифшица «Поросята».
Десяток поросят
Ужасно хочет есть
И каждый поросенок
Вперед спешит пролезть.
Брыкаются, толкаются,
Пронзительно визжат,
И это называется
Обедом поросят.
Есть место у корытца
Для всех, для десяти (двадцати),
В нем рыльцем можно рыться
И вкусное найти.
Но стукнули копытца -
Сраженье началось
И пойло из корытца
На землю полилось.
Пропало их питание.
Стоят и голосят.
Плохое воспитание
У этих поросят.

Педагог интересуется, понравилось ли детям стихотворение или нет, не приходилось ли им самим видеть нечто подобное.  Как это выглядело?
После повторного чтения педагог предлагает детям передать содержание этого стихотворения в виде инсценировки, в которой будут действовать уже не десять, а двадцать поросят.  При этом все они должны быть очень разными по характеру, хотя и одинаково невоспитанными.
Вначале дети решают, как будет выглядеть герой-поросенок, которого они будут играть.  Дети раскрашивают шапочки-маски с ушками по своему желанию и из веревки скручивают для себя хвостики.  Проблему изготовления носов-пятачков педагог предлагает решать коллективно вместе с родителями.  Их можно склеить из плотной бумаги, изготовить из поролона или из папье-маше.  При этом надо объяснить мамам, что пятачки должны быть достаточно прочными и хорошо держаться на носу во время сражения, которое учинят поросята вокруг корытца.
Кроме того, педагог предлагает детям посоветоваться с родителями относительно театрального костюма в зависимости от характера поросенка.  Ведь, например, поросенок-забияка должен даже по внешнему виду отличаться от тихони и т. д.
Особое внимание следует обратить на выбор детьми характера своего героя и в связи с этим осмысленное использование жестов, мимики, движений во время изображения действия по ходу стихотворения (ожидание пищи, сражение вокруг корытца, плач из-за пролитой пищи).
Хотелось бы подчеркнуть, что инсценировка не должна ограничиваться прочтением стихотворения и действиями детей в соответствии со словами текста.  Задача педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, побудить детей с помощью жестов, мимики, движений выразительно передавать на сцене характер своего героя, а с другой – принимать участие в диалоге.  Но текст стихотворения не предполагает ведения диалога, поэтому педагог должен сам организовать это общение по ходу инсценировки.
Так, например, педагог может начать спектакль с описания того места, где жила семья поросят.  Затем персонально представить зрителям каждого члена этой семьи: попросить назвать свое имя, затем у одной группы детей поинтересоваться любимыми игрушками, у других – чем любят они заниматься, у третьих – где отдыхали летом, что вчера смотрели по телевизору и т. д.
После слов стихотворения «Десяток поросят ужасно хочет есть» педагог может сказать «Ну, это мы сейчас выясним» и обратиться к 4-5 детям с вопросом, а что именно они хотели бы получить в качестве угощения на ужин.  Еще у нескольких можно выяснить, что эти поросята ели вчера и было ли это вкусно и т. п.
В конце спектакля после слов «Пропало их питание, стоят и голосят» надо «продлить» плач всей группы и на его фоне вначале пожалеть плачущих, а затем поинтересоваться у 2-3 детей, не получили ли они ушибов и что намерены делать без ужина.  Желательно объяснить детям, что во время беседы они также могут продемонстрировать свое плохое воспитание.

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ИЗ КОНУСОВ»
Инсценировка-импровизация для театра марионеток.

Реквизит.  Бумажные куклы, сделанные детьми из конусов, к голове, рукам и ногам которых прикреплены нити (см.  рисунок).
Декорации по желанию детей в зависимости от содержания спектакля.
Постановка. Педагог выражает радость и удовлетворение по поводу кукол-марионеток, которых дети сделали сами.
При создании кукол дети должны были передать их характер, поэтому педагог может обыграть начало работы, как свое знакомство с каждой куклой.  Он говорит детям:
«Дорогие дети! Мне очень нравятся ваши куклы, но я с ними не знакома.  Поэтому займите свои места на сцене, возьмите в руки кукол, а я подойду и познакомлюсь с ними».  Педагог вежливо представляется каждой кукле сам, а затем интересуется ее именем и задает еще несколько вопросов, принятых в таких случаях (о погоде, настроении и т. п. ).
При этом педагог не забывает напоминать детям, что двигается только та кукла, с которой сейчас беседуют.  Задача всех, кто слушает, статично выражать заинтересованное внимание – повернуться лицом к говорящему, и слегка одобрительно кивать головой.
После этого педагог проводит работу по традиционной методике:
У каждого ребенка интересуется характером его куклы;
Объединяет близких по характеру кукол (добрых, злых, веселых и грустных и т. п. ) и предлагает детям продумать, как их герои будут двигаться;
Отрабатывает интонации, предлагая каждой кукле как бы «рассказать» о себе;
Предлагает каждому ребенку придумать какой-нибудь случай из жизни куклы.
Педагог подробно записывает все рассказы детей и обсуждает с ними содержание будущего спектакля.
Затем он, обращаясь как бы к куклам, просит их подумать над тем, какой спектакль с их участием можно показать родителям в следующую пятницу: «Вы, наверное, знаете много интересных историй, так давайте объединим их в одной общей сказке.  Я могу ее начать, а вы продолжайте.
Давным-давно, в одной сказочной стране жили бумажные человечки.  Несмотря на то, что все они были сделаны из бумаги, они были очень разные: веселые и грустные, добрые и злые, хитрые и простодушные.  Но у всех бумажных человечков было одно очень важное качество - они умели все делать вместе, сообща.  Так, например, если человечек (назвать имя, которое дал кукле ребенок) начинал . . .  (пусть ребенок назовет действие, которое совершила его кукла), то другие тоже начинали вначале . . .  (например, подпевать ему, а затем дружный хор эхом разносился по всей округе)».  И т. п.
Педагогу важно помнить, что независимо от содержания, предложенного каждым ребенком, надо стремиться объединить все рассказы в единый сюжет.  Кроме того, надо учитывать, что движения детей с куклами ограничены маленькой площадью рядом с его стулом.  Поэтому по ходу спектакля удобно взаимодействовать только детям, сидящим рядом: их куклы могут беседовать друг с другом, драться, ходить в гости и т. п.  Но при этом все куклы могут одновременно осуществлять какие-то действия (петь, танцевать и т. п. ).
В том случае, если при разработке сюжета дети растеряются, педагог может предложить каждому придумать для своего бумажного человечка какое-нибудь любимое занятие (танцевать, петь, загадывать загадки, читать стихи и т. п. ).  А для того, чтобы зрителям было интересно, и действия куклы были бы более выразительными, педагог просит каждого ребенка подобрать соответствующие атрибуты, декорации.  Например, для своего бумажного человечка ребенок выбрал историю, которая связана со сбором грибов.  Для этого рассказа может быть использована маленькая искусственная елочка и грибы.  Озеро, реку можно изобразить из ткани, гору - из кубиков, накрыв их сверху тканью.

«ЧЕРЕПАХА»
Инсценировка по стихотворению К. Чуковского

Реквизит.  Для детей – шапочки для роли лягушат, палочки, к одному концу которых прикреплены узелки путников, корзины, рюкзаки, чемоданы и т. п.  Для педагога – атрибуты для роли черепахи.
Постановка.  Педагог читает детям стихотворение К. И.  Чуковского «Черепаха».
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
И на камень лягушки кладут узелок. 
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПАХА!
Это – ЧЕЧЕРЕ!
 ПАПА!
ПАПАХА!»
В процессе беседы выясняется, как дети поняли его содержание.
Затем работа ведется по традиционной схеме.  Роль черепахи может исполнить педагог, а дети роль лягушат.
Для предстоящего выступления детям понадобятся костюмы, атрибуты.  Каждый ребенок для себя решает, как он будет выглядеть в этой роли, что возьмет с собой, отправляясь в дальний путь к болоту.
Вначале педагог предлагает детям продумать характер своего героя – ведь лягушата могут быть такими разными: решительными, смелыми и тихими, застенчивыми, очень серьезными, деловыми и рассеянными.
В дальнюю дорогу лягушата то же собирались по-разному.  В зависимости от своего характера лягушата готовили продовольствие, собирали вещи.  Так, например, легкомысленные лягушата не задумывались о предстоящих трудностях и, не желая затруднять себя, ограничивались маленьким узелком на палочке или коробкой для бутерброда.  Но, очевидно, среди лягушат были и такие, которые хотели предусмотреть все.  Они набивали свои чемоданы одеждой на все случаи жизни, брали огромные запасы продовольствия и т. п.  Желательно, чтобы дети развили эту тему и подобрали как можно больше всякого рода атрибутов.
Специальное время надо посвятить отработке движений каждого лягушонка, в зависимости от его характера и тяжести ноши.  Педагогу можно условно разделить детей на подгруппы и продемонстрировать зрителям приход каждой из них к камню.  Первыми идут самые быстрые, решительные, за ними - тихони.  Педагог как бы встречает их по дороге.  Он подробно комментирует их действия, сочувствует тем и другим, интересуется, что каждый взял с собой.  И только после разговора с ведущим начинается чтение текста.
При подготовке к спектаклю следует особое внимание уделить интонациям и жестам, свидетельствующим о страхе, который испытали лягушата.
Педагог условно делит детей на шесть подгрупп, каждая из которых произносит по одному словосочетанию («Это – ЧЕ» и т. д. ), имитируя заикание от страха, и сопровождая слова выразительными жестами, движениями.
Важно объяснить детям, что раньше, когда они были маленькими, на сцене можно было вести себя достаточно свободно.  Например, испуг лягушат передавать в виде хаоса, свалки.  Теперь же они стали старше и должны продемонстрировать зрителям определенное мастерство, которое заключается в выразительности передачи жестов, движений, интонаций.  Ведь короткое предложение «Это – ЧЕ» решительный лягушонок произнесет с возмущением, а робкий – со страхом, еле ворочая языком, и т. п.
Педагог в роли черепахи тоже должен вести себя на сцене достаточно выразительно.  Черепаха спала и вдруг почувствовала на себе огромное количество лягушат.  От неожиданности она вскочила, возмутилась и стала хватать их за ноги.  Потом поняла, что не стоит беспокоиться, так как лягушата не представляют для нее опасности.  Она спокойно уселась на траве и начала слушать возмущенные возгласы испуганных лягушек.
Дети и педагог отрабатывают слаженность движений на репетиции.  Учитывая сложность взаимодействия персонажей, можно провести повторную репетицию в костюмах и со всеми атрибутами в четверг вечером, накануне выступления.
До начала спектакля педагог должен вначале немного рассказать родителям и детям об авторе стихотворения – Корнее Ивановиче Чуковском.  Напомнить, как много замечательных произведений создано им и знакомо каждому из присутствующих с самого раннего детства.
В конце рассказа о писателе важно подчеркнуть особую значимость его таланта для маленького ребенка, умение в простенькой сценке передать юмор сложившейся ситуации.
Как всегда, педагог начинает спектакль с описания места действия, где происходят эти события.  Можно придумать историю, почему лягушата были вынуждены пуститься в путь.  Затем встреча и диалог с лягушатами, и начало самого спектакля.

«НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА»
Инсценировка пожеланий детей деду Морозу

Реквизит.  В зависимости от содержания спектакля и выбранных ролей.  Письмо от деда Мороза и Снегурочки.
Постановка.  Педагог говорит детям, что сегодня она получила письмо от деда Мороза и Снегурочки, и читает его детям.  В письме дед Мороз сообщает, что начал подготовку к новогоднему празднику и надеется, что дети то же порадуют его своим творчеством – сами придумают сказку.
Далее работа осуществляется по традиционной и уже описанной нами методике.
В ДОУ №194 «Капитоша» в г.  Тольятти (заведующая Петрова О. В. ) под руководством воспитателя Дружининой Е. А.  дети придумали вот такую сказку, которую назвали: «Новогодние приключения зверей у елки».
В одном густом лесу, в самой чаще леса, жила одна печальная елка.  Ей было очень грустно и одиноко.  Она была красивая и стройная, особенно, когда пушистый, мягкий снег укутывал ее ветви.  Но ей казалось все наоборот, все было не так и не эдак, все было ей неладно.  И она из-за этого очень переживала и грустила.
И вот однажды ее соседки, рядом растущие березка и елочка, решили спасти одинокую красавицу.  Они отправились за помощью к хозяину леса – старому седому Гному и рассказали о несчастье в лесу.
У Гномика в избушке жили два брата зайчишки.  Услышав от Гнома печальную историю, они сразу побежали по всему лесу и оповестили всех зверей и птиц о случившемся.
Первым узнал о беде Кот Василий:
«Беда! Беда! В чаще леса несчастье.  От одиночества погибает елка! Все на помощь!!!»
Дошел слух и до медведя, который мирно отдыхал в своей берлоге.  Услышав это, он выбрался из своей спальни и предложил свою помощь: «Я пойду с вами», – сказал он.
И вот, все вместе – Гном, зайчишки, Кот Василий и медведь – отправились к елке.
Но вдруг на пути они повстречали девочку Машу, которая заботилась о зверях и птицах и приходила в лес их подкармливать, так как зимой в лесу всем и холодно, и голодно.  Зверушки рассказали Маше о случившемся, и что все они спешат к елке.  И тут Маша вспомнила о своем Новогоднем утреннике, о той елке, которая красовалась в зале, о том, как весело они играли с Дедом Морозом и все вместе любовались елкой.  И Маша предложила устроить веселый праздник и для лесной одинокой елочки-красавицы.  Зверюшки принесли свои зимние запасы: медведь – бочонок с медом, белочки – шишки да орешки, зайчишки – морковки, яркие да сочные, а Гномик то же украшал елку со всеми зверушками.
Маша знала много веселых игр, шуточных песен.  Звери и птицы так развеселились, что елочку словно подменили, и не стало больше елочки-одиночки.  А живут в дремучем бору веселые друзья.  И девочка Маша частенько прибегает в лес навестить зверей и птиц, полюбоваться красотой зимней природы».
Надеемся, что ваши дети придумают то же что-нибудь очень интересное, и вы сможете продемонстрировать деду Морозу и родителям свое творчество.  Очень важно, чтобы на новогоднем празднике ведущий объяснил детям и всем присутствующим, что это результат не только творчества, но и большой работы над ролью каждого маленького актера.  Надеемся, что вы постараетесь сделать так, чтобы из рук деда Мороза дети получили какую-то награду за свое актерское мастерство.

«СОРОКА-БЕЛОБОКА»
Инсценировка по сказке Е. Благининой

Реквизит. очки-маски и атрибуты для героев сказки по желанию детей.
Постановка. Педагог рассказывает:
«Дорогие дети! Когда вы были совсем маленькими и еще не умели ни ходить, ни говорить, ваши мамы и бабушки познакомили вас с игрой, которая называлась «Сорока».  Помните ее?» Если дети не вспомнят, то педагог играет ее с ними, а затем продолжает свой рассказ.
«Замечательная русская поэтесса Елена Александровна Благинина то же оченьюбила эту детскую игру, и ей захотелось придумать продолжение этой сказки.  И вот что у нее получилось (педагог читает сказку)».


        -1-
Как сорока-белобока
На заре вставала,
На заре вставала,
Стряпню затевала. 
Воды наносила,
Тесто замесила,
Дров напилила,
Печку распалила.
А ворона-барабона
По лесу летала,
На Сорокину стряпню
Гостей созывала:
– Вы, пташечки-канареечки,
Слетайтеся, собирайтеся!
Нынче у нас праздник,
Шумное веселье:
У сороки-белобоки
В доме новоселье.

        -2-
Журавель услышал –
Из болота вышел,
Сапоги начистил –
Отправился. . .
Утка разоделась,
В лужу погляделась, –
До чего нарядна! –
Отправилась. . .
Работящий дятел
Времени не тратил,
Тоже нарядился –
Отправился. . .
Только старый филин
Был в ходьбе не силен:
Серого зайку впряг в таратайку –
Отправился. . .
Едет по опушке,
Прячутся лягушки. 
А одна была до того смела,
Сзади прицепилась – поехала!

        -3-
На пригорке, на горе,
У сороки на дворе
Собралися гости:
Пташки-канарейки.
Кто лежал на травке,
Кто сидел на лавке,
А лягушка-попрыгушка
Грелась у канавки!
Тут сорока-белобока
На порог скакала,
Дорогих гостей
В горницу пускала. 
Все пташечки-канареечки
Разом сели на скамьи – на скамеечки. 
Вдруг – чили, чили, чили –
Гости поздние пришли!
Прыг-скок, скок, скок –
Воробышек на порог. 
Усадили воробья
Рядышком с лягушкой,
Угостили воробья
Вяленою мушкой. 
И пошел тут пир,
Шумное веселье:
У сороки-белобоки
В доме новоселье.

        -4-
Журавушка-журавель
Очень скоро осовел,
Отодвинул кружку,
Хап! – и съел лягушку.
Рассердилася сорока
Да как затопочет,
Рассердилась белобока
Да как застрекочет:
– Не бывать тому
У меня в дому! –
Повскакали гости,
Верещат от злости:
– Где видано, чтоб гостей
Ели сами ж гости? . .  –
Журавушка задрожал,
Длинный клюв разинул. 
Воробышек подбежал
И лягушку вынул.

        -5-
Еле отходили бедную лягушку:
Окунули ее с головой в кадушку,
Укрыли овчиной,
Поили малиной.
А сорока-белобока
Открывала ворота:
– Уходи-ка, журавель, на свое болото!
От таких гостей
Не сберешь костей!
Тут взялись играть грачи,
Музыканты-трубачи. 
Все пташечки-канареечки
Опрокинули скамьи
И скамеечки
И пошли ходить,
Хоровод водить. 
А сорока-белобока
Тоже не стерпела,
Подскочила, завертелась,
Весело запела:
– Ты, хозяюшка, пляши,
Больно гости хороши!

        -6-
Вышел месяц молодой,
Осветил болото. 
Ходит-бродит над водой
Длинноногий кто-то. 
Скучно, грустно одному
Журавушке моему!
«Вам она понравилась?»

После того, как дети выразят свое отношение к содержанию сказки, педагог предлагает им сделать на ее основе инсценировку.
Сказку не обязательно брать целиком.  Можно сократить или расширить ее содержание, заменить отдельные сцены или придумать вместо них что-то свое.
Так, например, надо обязательно обсудить с детьми, как они относятся к поведению журавля.  Как они представляют себе постановку этой сцены? В том случае, если дети будут испытывать растерянность, но сама идея им понравится, то надо подсказать им приемлемые для постановки варианты.  Например, можно использовать игрушку-лягушку, а актер (ребенок или педагог), исполняющий эту роль, будет делать вид, что он глотает лягушку, спрятав ее у себя на груди.
Актер, исполняющий роль воробья, сделает вид, что достает ее из горла, а на самом деле вынет ее из складок одежды, и т. п.
Важным моментом в работе с детьми является распределение ролей.  Очень часто они выражают желание в том, чтобы роль плохого журавля исполнил сам педагог.  И это пожелание надо обязательно учесть.  Если будет несколько претендентов на одну и ту же роль, то надо создать 2-3 состава.
В остальном работа осуществляется по традиционной схеме:
- выбрав роль, дети продумывают свои костюмы, атрибуты к ним и с помощью родителей и педагога изготавливают их;
- характеры героев сказки определила поэтесса, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям лучше понять их и на этой основе определиться с движениями.  Именно действиям и движениям детей в этом спектакле надо уделить особое внимание.  Кроме того, надо добиваться, чтобы дети были внимательными и действовали в соответствии с текстом сказки.

«СКАЗКА В ПОДАРОК МАМЕ»
Реквизит. В зависимости от содержания сказки и желания детей.
Постановка.  Осуществляется в соответствии с предложенной нами методикой, Задача педагога состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к участию в коллективной работе и самостоятельному созданию индивидуального художественного образа.  Так, например, в детском саду №142 г. Твери дети под руководством педагогов Жуковой Н. А.  и Шевченко И. А.  придумали и поставили сказку, которую назвали «Принцесса и бабочка».
В одном царстве-государстве жила-была принцесса.  Все у нее было—много игрушек, вкусных и красивых вещей, фломастеров и карандашей, но принцесса часто грустила и даже плакала.  У принцессы было все, но не было у нее друзей.
Однажды принцесса пошла гулять и вышла на полянку.  Как хорошо было в лесу, весело щебетали птицы, в траве резвились зайцы, порхали бабочки.  К принцессе подлетела бабочка, которая умела говорить.
— Почему ты такая грустная?
— Мне одиноко.  А в лесу есть хорошие друзья? Конечно! Хочешь, я познакомлю тебя с ними? Мы живем в замке — дупле.
Принцессе очень хотелось подружиться с бабочкой.  В замке— дупле жило много бабочек.  Они были очень дружны.  Вежливо встретили принцессу, расспросили, где она живет, угостили вкусным чаем и устроили настоящий праздник, пели , плясали.  На прощанье бабочки подарили принцессе легкие перышки, чтобы она могла прилетать к своим новым друзьям.
Надеемся, что вы со своими детьми то же придумаете сказку, сделаете костюмы, может быть, даже решитесь на изготовление декораций.
В конце года мы приглашаем все педагогические коллективы принять участие в конкурсе спектаклей, построенных на содержании, предложенном детьми.  Поэтому постарайтесь сделать видеозапись своего спектакля и обязательно представьте его на наш конкурс в конце учебного года.

«ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ»
Реквизит.  Используются шапочки и маски с носами, которые сделаны самими детьми на занятии по художественному труду.
Постановка.  Педагог рассматривает шапочки, маски детей и интересуется тем, как они сами предполагают их использовать.  Он поддерживает любую инициативу детей, развивает предложенное ими содержание, рассказывает о том, что ему известно о выступлении клоунов на арене цирка и читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Цирк».
Впервые в России
Проездом в Нью-Йорк
Цирк Цанибони:
Ученые кони,
Ослики, пони. 
Всеобщий восторг!
Жако – известный рыжий,
Недавно из Парижа, –
В России первый раз. 
Всегда он озабочен,
Растрепан и всклокочен,
Тысячу пощечин
Он получает в час.
Веселые сцены!
Дешевые цены!
Полные сборы!
Огромный успех!
Кресло – полтинник. 
Ложи – дороже.
Выход обратно –
Бесплатно
Для всех!

Педагог объясняет детям особенности искусства клоунады, рассказывает об известных ему образах, которые исполняли замечательные артисты нашего цирка.
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что чувства даже взрослых артистов нельзя вызвать произвольно и непосредственно.  Путь к пониманию характера образа гораздо более извилистый и, как правильно говорил Станиславский, более похожий на выманивание, чем на прямое вызывание.
Учитывая, что у детей очень маленький жизненный опыт и весьма ограничены представления об этом виде искусства, педагогу не следует торопить их с определением характера своего героя и выбором содержания для его выступления.
Вначале расскажите детям что-нибудь из истории цирка.
Слово цирк в переводе с латинского языка означает окружность, круг.  Создателями первого русского цирка были три брата – Аким, Дмитрий и Петр Никитины. 
Вначале они выступали под музыку шарманки, на которой играл их отец.  А затем открыли небольшой цирк, вначале в Пензе, затем в Саратове и других городах.  Но прочно и надолго семья Никитиных обосновалась в Москве в собственном каменном здании на Большой Садовой.  Теперь в этом здании, конечно, преобразованном, находится Театр сатиры.
Люди так увлекались цирковым искусством, что формирование целые поколения выдающихся русских артистов.  В первую очередь к ним относятся знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики братья Владимир Леонидович и Анатолий Леонидович Дуровы.  Их шутки, меткие острота принимались зрителями восторженно.  Представления с участием этих клоунов ожидались зрителями с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом.  Большой любовью зрителей пользовалась дуровская железная дорога, где обслуживающим персоналом и пассажирами были животные. 
Затем Дуровы организовали в Москве собственный зверинец, где проводили большую работу с животными.  Напомните детям о том, что сейчас, посещая театр, а также с экрана телевизора они видят выступление представителя этой династии –Наталью Дурову. 
Для многих детей интересным может оказаться рассказ педагога и с клоуне Карандаше.  Непомерно большие ботинки, книзу обуженные брюки с большими карманами, конусообразная шляпа и очень смешная собачка Клякса умели так развеселить публику, что смех во время их выступления на арене цирка звучал не умолкая.  Напомните детям и о любимом ими Куклачеве. 
Следовательно, дети должны прийти к выводу, что клоуны могут выступать с животными, поэтому желающие могут использовать для своего выступления любую мягкую игрушку.
Педагог может рассказать детям об Олеге Попове и других артистах, которые были не только клоунами, но и акробатами.  А клоуны Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, которые создали на арене цирка и в кино неповторимые и любимые всеми такие разные образы клоунов.
Попросите родителей рассказать детям то, что им известно об искусстве клоунады и вместе со своим ребенком продумать содержание номера.
Для того чтобы поупражнять детей в выразительной передаче индивидуальности характера каждого клоуна, разбейте их на пары и предложите проиграть следующую сценку:
« Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?
-Вот невежливый вопрос. 
Это собственный мой нос»
При разработке сценария педагог объединяет все известное ему содержание о цирке, клоунаде, представляет каждого ребенка в роли клоуна, то, что он придумал вместе с родителями, и использует стихотворение С. Маршака.
При разработке сценария педагог объединяет все известное ему содержание о цирке, клоунаде, представляет каждого ребенка в роли клоуна, то, что он придумал вместе с родителями, и использует стихотворение С. Маршака. 

«КТО CBEPЧКУ В БЕДЕ ПОМОЖЕТ?»
(из Цветана Ангелова)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Рассказчик
1-я Мушка-пеструшка
2-я Мушка-пеструшка
Мать Сверчка
Сверчок
Стрекоза
Божья коровка
Мотылек
Жук-носорог
1-й муравей
2-й муравей
3-й муравей
4-й муравей

Картина первая
Летняя лужайка.  Стоит ель.  На ее ветке сидит птичка – щегол, из под веток выглядывают цветы.
Изображение солнца и улыбающихся небес в руках ведущего.
Внутренняя часть домика семьи сверчков.  Маленький сверчок спит в своей кровати.
Рассказчик: Утром солнышко лучилось,
Пел щегол,
Улыбались
Всюду радость и
Лето.  Август.  Воскресенье.
Мать с бидоном к ведром
Мать с бидоном и ведром
Со двора заходит в дом.
(будит спящего сверчка, тормошит и гладит его)
Говорит: – «Сверчок, сыночек,
Ты вставай без проволочек
(сверчок садится в кровати и слушает мать)
Да сходи к пчеле Жужу,
Я дорогу укажу. 
За мостом увидишь ельник. 
А налево будет пчельник. 
Отнеси Пчеле поклон,
Попроси медку бидон,
(сверчок поднимается с кровати, одевается, а мать продолжает наставлять его)
А обратно, по пути,
Ты орешник навести.
Положи в ведро орешки,
С толком собирай, без спешки,
Вежлив будь, благодари,
Только горьких – не бери».
(по окончании слов матери сверчок подхватывает бидон и, в припрыжку, отправляется в путь (двигается вдоль сцены)
Рассказчик: Добрым был Сверчок сынишкой,
Побежал скорей вприпрыжку
По еловому леску,
Распевая на скаку. 
(песенка сверчка)
Все нагрелось, раскалилось,
В небе солнце веселилось,
Над Сверчковой головой
Ветерок играл травой. 
(веселая музыка заканчивается)
Вдруг бедняжка наш Сверчок
Напоролся на сучок,
Зацепился,
Оступился,
В яму страшную свалился. . .
Он лежит на дне и плачет,
Кто придет и кто прискачет,
Боль утишит-утолит?
Сверчок:  Ой, болит, болит, болит!
Рассказчик:  Глянул влево,
Глянул вправо.
Только небо,
Только травы,
Тишина вокруг,
Покой,
А подмоги – никакой. 
(Появляется стрекоза.  Она грациозно «перелетает с цветка на цветок»)
Это кто там кружит, кружит.
Над травою, над цветами?
Он беднягу обнаружит,
Не оставит в страшной яме!
Сверчок: (вытирает слезы, оживает и с нелепостью и надеждой в голосе обращается к стрекозе)
« – Ой, Стрекозка-Стрекоза,
Все проплакал я глаза!
Ты, конек
Водяной,
Сжалься ты
Надо мной,
Не оставь
В яме,
Отнеси
К маме!»
Стрекоза: (долго не может понять, что сверчок обращается именно к ней, а затем с возмущением говорит)
« – Как! – кричит Стрекоза.  –
Ты в уме ли?
Это что ты сказал,
В самом деле?
Надо быть
Просто пнем,
Чтобы звать меня
Конем.
До чего же, Сверчок,
Ты противный!
Знай, что я самолет
Ре-ак-тив-ный!
(изображает полет)
В небе быстрый полет
Мне не страшен.
Вижу пять городов,
Двадцать пашен,
В облаках я кружу,
Над полями,
(сверчок вновь оживает, тянется к стрекозе)
Я не вижу Сверчка
В глупой яме.
Мне до разных сверчков
Нету дела!»
Рассказчик: Так сказав,
Стрекоза
Улетела.
(Сверчок с огорчением проводил ее взглядом, вздохнул, вытер слезы и вновь начал ждать помощи)
(Звучит музыка.  Появляется божья коровка)
Очень скоро Божья Коровка
На травинке примостилась ловко. 
(Сверчок оживает, старается выглянуть из ямы, но ему это не удается)
У Сверчка голосок слабый-слабый:
Сверчок:– Эй, соседка, ты мне помогла бы!
Я один,
Погибаю в яме. 
Не добраться отсюда
К маме
Ты спаси меня, Божья Коровка,
У тебя крылья есть
И сноровка.
Не ползи ты, соседушка, мимо. 
Лапка очень болит. 
Нестерпимо.
Божья Коровка: (останавливается, внимательно разглядывает Сверчка, а затем говорит)
« – Ну, – сказала Божья Коровка, –
Тут сначала нужна тренировка.
На полянке
Я сделаю зарядку,
(переходит на назидательный тон)
А тебе загадаю загадку:
Как меня детишки рисуют:
В тапочках? В сапожках? Босую?
И на крылышках сколько ставят точек?»
Сверчок: (радостно, с надеждой)
« – Как рисуют? Да кто как захочет!»
Рассказчик: Разобиделась Божья Коровка. 
Божья Коровка:– Ни к чему мне теперь тренировка.
Помогать – такому невежде?
Нет, сиди в своей яме, как прежде!»
(ворчит и медленно удаляется, изображая полет)
Рассказчик: Больше говорить не захотела.
И над лугом, ворча, полетела. 
(появляется мотылек)
А на травинку в тот же час
Сел Мотылек –
Павлиний глаз.
(Рассказчик подходит к мотыльку, вдыхает аромат косметики, любуется его одеждой)
Весь надушен, запудрен, разряжен.
Правда, очень красив,
(Мотылек отстраняет рассказчика, достает зеркало и любуется собой, поправляя одежду, пудрится)
Но очень важен. 
Просит бедный Сверчок:
Сверчок: (вытирает слезы и старается говорить бодрым голосом: очень доверительно, с надеждой на помощь в голосе)
– Мотылек,
Знаешь, дом мой совсем недалек, –
За еловым леском, тут, в ложбинке. 
Отнеси меня, братец, на спинке. 
Так болит, так болит, нету сил.
Я б иначе тебя не просил». 
Рассказчик: Мотылек его взглядом смерил:
Мотылек (с возмущением и обидой в голосе)
« – Слушай, глупый Сверчок,
Ты в уме ли?
(рассматривает себя в зеркале, сдувает пылинки)
Чтобы я сверчков возил на спинке,
Где узоры,
Как на модной картинке?
Там, где каждая точка важна,
А пыльца так тонка и нежна?
Чтобы ты
Своей сверчиной лапой рисунок на крыльях
Сцарапал?
Нет уж, братец, ищи дураков».
(игриво машет рукой сверчку, посылает ему воздушный поцелуй и удаляется)
Рассказчик: Так сказав, Мотылек был таков.
(звучит музыка и появляется жук)
Жук приполз.  Непростой.  Носорог,
Очень крупен, серьезен и строг.
(рассказчик рассматривает жука, трогает рога, измеряет их с помощью сантиметра, Жук отмахивается)
Он сердито поправил очки:
Жук (подползает к Сверчку, осматривает его, трогает больную лапку)
то тут разные плачут сверчки?
Как попал ты, Сверчок, в ату яму?
Отвечай мне открыто и прямо!
Сверчок (вытирает слезы и, как бы, преодолевая боль, рассказывает)
« – Оступился
И нечаянно в яму свалился. 
(силы его оставляют и он говорит жалобно, ища сострадание)
Очень лапа болит, нету сил,
Ты бы, дяденька, мне подсобил!
Жук:– Так и быть, я тебе подсоблю,
(еще раз осматривает ногу Сверчка, качает головой, как бы показывая, что понимает весь ужас его положения)
Только прежде пойду и посплю».
(Сверчок без сил опускается на землю, и по вздрагивающей спине зрители понимают, что он плачет)
Рассказчик: Прилетали две мушки-пеструшки,
На головках, на крыльях – веснушки,
(звучит веселая музыка: Сверчок поднимается, вытирает слезы, прислушивается и начинает с радостью рассматривать мушек; делает движения руками, чтобы обратить их внимание на себя, а потом с отчаянием машет рукой)
Долго крыльями мушки махали,
Может, голос Сверчка и слыхали,
Но ему помогать не хотели,
И куда-то вдвоем улетели.
(звучит музыка, появляется Оса и танцует; Сверчок жестами зовет ее, и она, наконец, обращает, на него внимание)
А Оса – сарафанчик в полоску,
Расфуфырена ярко и броско,
Только фыркнула:
Оса:– Я и Сверчок?
Много хочешь, смешной дурачок».
Рассказчик: Вот шагает Мураш по дорожке. 
(звучит музыка и появляется муравей)
В торбе старенькой – хлеба крошки.
Он шагает и ищет работу,
Муравьям работать охота.
Он идет через ельник – на пчельник,
Он – трудяга, Мураш, не бездельник. 
Вдруг заметил Сверчка:
Муравей:– Эй, Сверчок!
Что ты плачешь там, черный бочок?
Что ты в яме сидишь, как в неволе,
Что кричишь, лапка сломана, что ли?
(останавливается, гладит Сверчка по голове, вытирает с его лица слезы, осматривает лапку)
Это, братец, еще не беда!
Ножик есть? Подавай-ка сюда. 
(Сверчок подает ему ножик)
Я былинку ножом отпилю,
И, увидишь, тебе подсоблю. 
(имитирует движения)
Вот садись на былинку, дружок,
Это будет такой рычажок,
Я нажму, поверну – и готово.
Вот и вытащил, честное слово!»
(звучит веселая музыка)
Рассказчик: (обнимает Муравья и жестом подзывает к себе других, муравьев; читает очень медленно, а муравьи совершают те действия, которые описаны в инсценировке)
Тут по зову Муравья
Прибежала вся семья,
Муравьишки, муравьи,
Все родные, все свои!
К Сверчку
Поспешают,
Сверчка
Утешают,
К носилкам ведут,
На носилки кладут,
На лапку дуют,
Крепко бинтуют.
Легкую,
Не тряскую
Сделали коляску
Из скорлупы ореховой,
Впряглись –
Поехали!
Бегут в упряжке
Муравьи-коняжки.
Пчелу навестили,
Медку попросили,
А потом заехали
В орешник за орехами
Вот и двор знакомый.
Вот Сверчок и дома. 
Мама Сверчка:– Как мне вас благодарить,
Чем платить и что дарить?»
Рассказчик: смеялись муравьи:
Муравьи:– Мы ж приятели твои,
И помочь мы рады
Не из-за награды!»
Рассказчик: Поклонился им Сверчок,
Взял он маленький смычок,
С легкой скрипочкой в руке
Примостился в холодке.
Он про добрых муравьев,
Слышишь, до сих пор поет!
Во-первых, надо объяснить детям, что основной задачей их, как актеров, является показать характер того героя, роль которого они исполняют.  Поэтому желательно работу начать с обсуждения поступков, поведения каждого героя.
Сверчок – послушный (мама попросила его сходить к пчеле за медом, нарвать орехов и т. п. , и он сразу же согласился).  «Добрым был сынок сынишкой».
Вежливый: попав в трудное положение, он не требует помощи, а просит оказать ее.  Он оказался в очень трудном положении – упал в яму и растерялся.  Он не знает, как ему добиться сочувствия и помощи, и поэтому заискивает у стрекозы, называя ее «водяным коньком».  Но стрекоза о себе гораздо более высокого мнения – она считает себя реактивным самолетом, который способен стремительно передвигаться в воздухе.
Понимая, что с заискиванием перед стрекозой он попал впросак, Сверчок растерялся и уже в разговоре с Божьей Коровкой не заискивает перед ней, а только просит о помощи.
У Сверчка есть чувство собственного достоинства и свое собственное мнение.  Божьей Коровке хотелось услышать от него, какая она красавица.  Но Сверчок не стал перед ней заискивать, а настоял на том, что каждый ребенок может по своему желанию создавать ее образ в рисунке.
Этим он вызвал гнев Божьей Коровки и лишился ее помощи, а затем и жука-носорога, и мотылька.
Сверчку было очень больно, он сам не мог справиться с ситуацией, но перед всеми другими насекомыми сохранял чувство собственного достоинства.
Исполнителю роли Сверчка очень важно показать эти черты с помощью жестов, мимики, интонации.  Сверчку больно, но голос у него не плаксивый.  Когда ему отказывают, он обижается, но не рыдает, не отчаивается, а вновь с надеждой обращается за помощью.
Сценические чувства - продукт творчества ребенка.  Его лично должно печалить или радовать то, что происходит на сцене.  Он должен, как говорится, «войти в роль».

«МЕНА»
Народная побасенка с применением ее для теневого театра с силуэтами И. Ефимова.

Показ данного спектакля осуществляется взрослыми - родителями, педагогами, музыкальным руководителем как сюрприз, подарок детям.  Листы с силуэтами, которые даются в приложении к данной книге, вначале наклеиваются на картон, затем вырезаются таким образом, чтобы остался кусочек , картона в виде подставки, за которые во время спектакля их будут держать.
Чтобы силуэты не гнулись, надо подшить или подклеить тонкие лучинки вдоль ног овец, лошадей.
При устройстве спектакля воспользуйтесь советами художника. 
Силуэты в этой книге – не просто иллюстрации: они могут действовать в театре.  В театре теней.
Театр теней -древнейший из театров.
С незапамятных времен показывают теневые картины в Индии, в Китае, на Яве и в Турции на улице ночью при свете масляной лампы.
У нас практичнее устроить теневой театр так: приколотить в открытой двери планку на высоте 1 м 25 см и вверх от нее, на высоте 64 см - другую.  На планки приколотить или прикрепить кнопками простыню, а весь остальной просвет двери сверху и снизу завесить плотно одеялами.
СВЕТ.  Лампа должна светить с высоте двух метров и полутора от двери.
ЗРИТЕЛИ.  Зрители усядутся по другую сторону экрана в темноте, и будут смотреть тени движущихся силуэтов.  Это будет яркое зрелище, потому что силуэты сразу получают свою жизнь на экране, не только оттого, что они движутся.
ТЕНИ.  Вырезанные силуэты надо вести за подставки по нижней планке.  Водить плавно и медленно, без толчков, качаний и дрожания, потому что характер движения уже намечен в рисунке.
УСТРОЙСТВО СПЕКТАКЛЯ.  Показывать надо вдвоем, потому что фигуры идут на экране с двух сторон, и их много
Их и разложить надо справа и слева у двери (на полу) в кучки, так, конечно, чтобы та фигура, которая выходит последней на экран, была бы в самом низу кучки, а первая сверху.  Показывать надо стоя на коленях.
Обязательно надо срепетировать несколько раз, чтобы, показывая, уже не медлить, и главное, не переговариваться.
Поворачивать фигуры можно только вне экрана.
Один из показывающих говорит слова автора (понятно, наизусть) и за старика.  Другой — за всех остальных действующих яиц.
Хорошо, если в тот момент, когда кончится разговор, начнется музыка, под которую лошади, быки, овцы и т.  д.  двинутся в путь.  Вовсе время разговора фигуры стоят неподвижно.  Это дает ритм постановке.
Тени от групп овец, гусей, могут сдваиваться, продвигаясь одна за другую.  Это производит впечатление глубины группы и топотания ног стада.
Старик, при каждой новой встрече, выходит слева и доходит до правого края экрана.  Стада выходят справа.
Надо запастись кнопками и булавками – прикалывать на сцене неподвижные предметы, или даже те, которые на время останавливаются.
Отметьте чертой углем на простыне край нижней планки, со стороны показывающих, чтобы тени не ходили по воздуху, и не зарывались в землю.  И смотрите, чтобы ни разу публика не увидела на тени ни ваших пальцев, ни волос.
До начала показа обязательно расскажите детям об истории театра теней и творческом союзе двух замечательных людей -- художников и подвижников отечественной культуры Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой и Иване Семеновиче Ефимове.
Теперь вашему вниманию предлагается авторский текст И. Ефимова с копиями тех фигур, которые иллюстрируют ход событий в побасенке «Мена».  Здесь не все фигуры, нарисованные художником, но мы считаем, что для детского театра их вполне достаточно.
Копии этих фигур в натуральную величину, как их изобразил художник, даются в приложении к книге.  Вы можете их скопировать через кальку или вырезать, затем наклеить на картон, укрепив ножки животных так, как рекомендует автор-художник.

Купался богатый купец в реке.  Попал на глубокое место и стал тонуть. Шел мимо мужичок, услыхал, бросился в реку и купца вытащил.  Купец не знает как мужика и благодарить.  Позвал к себе в город, угостил хорошенько и подарил кусок золота в конскую голову.
Взял мужичок золото, поблагодарил и пошел домой.
Идет, навстречу ему табун лошадей гонят.

– Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
– Из города, от богатого купца.
– Что тебе купец дал?
– Кусок золота в конскую голову.
- Дай мне золото, возьми себе любого коня.
Взял мужичок славного коня, поблагодарил и пошел.

Идет, навстречу ему гуртовщик волов гонит.
– Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
– Из города, от богатого купца.
– Что тебе купец дал?
-Кусок золота в конскую голову.
-де же оно?
-Променял на коня.
-Променяй мне коня на любого вола.
Выбрал мужик лучшего вола, поблагодарил и пошел.

Идет, а навстречу ему отара овец.
-Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
- Из города, от богатого купца. 
- Что тебе купец дал?
-Кусок золота в конскую голову.
- Где же оно?
- Променял на коня.
-А конь где?
- Променял на вола.
– Променяй мне вола на любого барана.
Выбрал мужичок лучшего барана, поблагодарил и пошел

Идет, а навстречу ему баба свиней гонит.
– Здравствуй, мужичок, откуда идешь?
– Из города, от богатого купца.
-то тебе купец дал?
-Кусом золота в конскую голову.
- Где же оно?
– Променял на коня.
– А конь где?
–Променял на вола.
– А вол где?
– Променял на барана.
– Променяй мне барана на лучшую свинью.
Выбрал мужик славную свинью, поблагодарил и пошел.

Идет, а навстречу ему девчонка гусей гонит.
—Здравствуй, старичок, откуда идешь?
— Из города, от богатого купца.
— Что тебе купец дал?
— Кусок золота в конскую голову.
— А где же оно?
— Променял на коня.
—А конь где?
— Променял на вола.  — А вол где?
— Променял на барана.
— А баран где?
— Променял на свинью.
—Променяй мне свинью на хорошего гуся.
Выбрал мужик хорошего гуся, поблагодарил и пошел.

Идет, навстречу ему коробейник, короб товара несет
— Здорово, старик, откуда идешь?
— Из города, от богатого купца.
— Что тебе купец дал?
— Кусок золота в конскую голову.
— Где же оно?
— Променял на коня.
— А конь где?
— Променял на вола.
— А вол где?
— Променял на барана.
— А баран где?
— Променял на свинью.
— А свинья где?
— Променял на гуся.
—Променяй мне гуся на лучшую иглу. 
Выбрал мужик, отблагодарил и пошел.

Стал у своего дома через плетень перелезать, да иглу-то и потерял.
Вышла встречать его старуха.

— Здравствуй, старик! Уж я без тебя соскучилась!. Сказывай, где был?
— В городе у богатого купца.
— Что же тебе купец дал-то?
— Кусок золота в конскую голову.
— Золото?! Где же оно?
— А променял на коня. 
— Вот и славно, с конем то и на мельницу съездить и за дровами.  Где же он?
— А я променял на хорошего вола.
— Ну, и вол хорошо, землю вспашем.  Где же он?
— Променял на славного барана.
— Не плохо и баран.  Шерсти настричь, чулок навязать.  Где же баран?
— А променял на свинью.
— Вот спасибо за свинку! Где же она?
— А променял на жирного гуся.
— Где же гусь то?
— Променял.  Хотел тебе, старая, иголку принесть,  да стал через плетень перелезать – и потерял.
— Ну, ничего, голубчик! Спасибо, сам-то жив и здоров вернулся! Пойдем в избу ужинать.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования