Общение

Сейчас 517 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

«ВЫ ПОСЛУШАЙТЕ, РЕБЯТА!»
Инсценировка для театра марионеток по русской народной небылице.

Действующие лица
Рассказчик
Медведь
Свинья
Поросята
Белы рыбы
Мужик Тарас
В центре сцены большое изображение дуба с множеством гнёзд, в которых находятся поросята и свинья.
Рассказчик.  Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Облоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросила поросят
Ровным счетом шестьдесят.
Распустила поросят
Все по маленьким сучкам.

«Поросята» размещаются на всем пространстве дуба.  Заранее обговорите с детьми, что поросята визжат, а их мама хрюкает громче и басом.  После слов «полетели, полетели» поросята какое-то время «летают», то есть дети-поросята активно перемещают фигурки игрушек.  Обсудите с детьми, что испытывают поросята во время полета: радость, удивление, испуг и предложите передать эти чувства с помощью звуков, движений.

Полетели, полетели
И на воздухе присели.

Дети останавливаются и держат поросят, как бы зависшими в воздухе.  Появляется медведь.

Косолапый медведь
С мухи шкуры содрал,
Полсапожки себе сшил,
В полсапожках щеголял,
Выясните, понятно ли детям слово «щеголял», объясните его значение.  Это поможет изображающему медведя показать, как косолапый доволен обновкой, красуется, воображает, пританцовывает.
Оскользнулся и упал.
В сине море он попал.
«Сине море» изображает полотно из ткани синего цвета, которое двое держат и трясут.
Сине море все повыгорело,
Бела рыба вся повылетела.
А на печке мужик
Осетра-рыбу поймал,
А в пламени другой
Быстру щуку схватил.

Спрятавшиеся за тканью, изображающей море, дети выбрасывают рыб.  Появляется изображение печки, на которой сидит мужик.  Это может быть мальчик, одетый в русском национальном стиле.  Вспомните с детьми, кто из сказочных персонажей любил ездить на печи и поймал щуку.  Предложите исполнителю роли мужика представить себе, как лучше изобразить Емелю.  Какой он?
Огонь тоже можно показать, используя материю красного цвета.

Как пошло на чудеса,
Где море – там леса,
Водой палют леса.
На воде появляются деревья.
Здесь случилася беда:
Загорелась вдруг вода.
Как ее ни заливали,
А огня все не уняли.
На то счастье, на тот раз
Проходил мимо Тарас –
Живо воду затушил
И тем славу заслужил.
Как он воду заливал?
Про то нам он не сказал,
Только слышно стороной:
Затушил он бородой.

Тарас – герой дня. Все его поздравляют, благодарят, обнимают и т. д.  Как он будет себя вести? А про то, что борода помогла потушить пожар, как можно догадаться? Она будет обожженной, Тарас может ее поглаживать или сокрушаться, глядя, какая она стала облезлая.
Приложение к инсценировке «Вы послушайте, ребята».
Огонь.
Огонь можно передать с помощью простого декоративного устройства.
Внутри чаши или какого-то иного основания устанавливаются электролампы и вентилятор.  Сверху это накрывается сеткой, на которой укрепляются легкие ленты красного, оранжевого и лилового цветов Ленты могут быть и белыми, если вы используете цветные лампы Когда вентилятор запущен, огненные ленты, освещенные снизу невидимыми зрителям лампами, рвутся вверх и создают впечатление настоящего пламени.

«ПЛИХ И ПЛЮХ»
Инсценировка по книге Вильгельма Буша в вольном переводе Д. Хармса.

Действующие лица
Каспар Шлих
Петер
Пауль
Папа Фиттих
Мама Фиттих
Первый щенок
Второй щенок
Мышка
Паулина
Англичанин мистер Хопп

Постановка. Педагог предлагает детям осуществить постановку очень веселого спектакля, и читает им историю про двух собак – Плиха и Плюха.
Для того, чтобы дети лучше поняли содержание, анализ пьесы надо проводить по отдельным действиям, которые соответствуют главам произведения, фиксируя внимание детей на основных событиях. 
Знакомясь с героями пьесы, очень важно подтолкнуть детей к фантазированию по поводу действующих лиц: их внешнего вида, возраста, одежды, манеры поведения.
В этой инсценировке при распределении ролей есть возможность удовлетворить желания всех, назначая, например, несколько человек на роль Каспара Шлиха, или Петера и Пауля и т. п.  По ходу действия все герои появляются по несколько раз, а поэтому каждый раз может появляться новый исполнитель.  Но чтобы зрители не догадались об этом, исполнители одной роли должны быть одинаково одеты, а отдельные атрибуты следует передавать друг другу (трубка, шляпа Каспара Шлиха и др.  предметы могут использоваться повторно).
К работе над ролью дети могут обращаться постоянно.
Опыт экспериментальной работы свидетельствует о том, что наиболее эффективным приёмом являются этюды на образ жизни героев.  Например, педагог договаривается с детьми, что завтра в группе он будет встречать не детей, а героев инсценировки.  В раздевальную комнату будут входить папа Фиттих, мама Фиттих, прибегут Пауль с Петером и т. д.
Утренние процедуры, завтрак также могут совершаться в образах.  Значение таких этюдов, не требующих дополнительного времени, трудно переоценить: вся работа над образом объединяется в единый комплекс, и маленький актер приближается к перевоплощению.  Наши наблюдения показали, что несколько таких этюдов стоят месяца репетиционной работы.
Особое внимание педагогу следует уделить темпо-ритму инсценировки. 
В искусстве ритм обладает своими специфическими закономерностями.  Для каждого вида искусства он обусловлен определенными художественными средствами: движениями в танце, словами в литературе, звуками в музыке.
У каждого героя инсценировки свой ритм, соответствующий его характеру, настроению, обстоятельствам.

Петер, Пауль, Плих и Плюх
Мчатся к дому во весь дух. 

Здесь все ясно.  Но совсем иной темпо-ритм задан в образе Каспара Шлиха, папы и мамы Фиттих.
На седьмом году жизни очень важно подвести детей к пониманию трёх планов сцены: фигуры на первом плане не должны загораживать тех, кто находится на втором, а фигуры второго – тех, кто стоит на третьем. 
Мастерство мизансцены даже к профессиональным актерам приходит не сразу.  К. С. Станиславский мечтал об актере, умеющим в совершенстве владеть мизансценой, чтобы актер не играл по раз и навсегда заученным мизансценам.  Идеально было бы, говорил он, каждый раз играть спектакль в разных мизансценах, – чтобы мизансцены не штамповались.  Поэтому очень важно приучить детей к экспромтам и импровизациям в мизансценах. 
Работу над сценической выразительностью лучше всего начать с отбора отдельных движений.
Для проведения этой работы поэзия предоставляет большие возможности.  Так, например, в сцене с Паулиной поэт фактически сам описывает все движения: «побледнела, задрожала, как надломленная ветка повалилась на траву» и т. п.
На репетициях обращайте внимание на те движения, без которых вполне можно обойтись.  Помните, что неопределенные, необязательные, неточные движения загромождают сценическую игру.
Отличительной особенностью данной инсценировки является сочетание в ней актерской игры с использованием театра кукол.
Познакомившись с инсценировкой, вы, очевидно, поняли, что ребенку-актеру исполнить роль собак довольно трудно: их бросают в воду, бьют палками и т. д.  Поэтому мы предлагаем вам вариант, при котором роли Плиха и Плюха будут исполнять … две мягкие игрушки.
Вначале Каспар Шлих будет держать игрушки под мышкой, а затем «бросит» их в воду.  Петер и Пауль «достанут» щенков из воды и понесут их к родителям по ходу инсценировки.
Но с того момента, когда сами щенки начинают действовать («чесаться лихо с громким стуком задних лап», «Плих штаны зубами тянет, Плюх играет сапогом» и т. п. ), ими должны управлять дети-кукловоды. 
Внешний вид кукловодов не должен бросаться в глаза зрителям, поэтому лучше одеть их нейтрально (черное трико или другая одежда), и с игрушками в руках при выполнении действий, предусмотренных инсценировкой, они не будут бросаться в глаза зрителям.
Реквизит.  я того, чтобы сохранить достаточно динамичный темпо-ритм инсценировки, все действия с реквизитом должны быть тщательно продуманы и отрепетированы.
Так, например, в качестве реки используется полотно длиной 3,5–4 м голубого цвета.  Двое детей берут с двух концов полотно в руки и держат перпендикулярно к полу.  Шлих забрасывает игрушки за полотно.  Затем туда запрыгивают Пауль и Петер и прячутся за тканью, как будто они «с головой исчезают под водой».  Со словами «не прошло и двух минут, оба к берегу плывут» из-за полотна показываются руки, по взмахам которых можно судить, что Пауль и Петерывут.
В сцене с Паулиной участвует мышка, за которой должны гоняться собаки.  Для этой роли лучше использовать мягкую игрушку.  Ребенок, исполнитель этой роли, может сшить её из ткани вместе с мамой, и управлять с помощью прочной нити, как куклой марионеткой.  
Для клумбы можно использовать искусственные цветы или те, которые дети сами раскрашивали на занятиях художественным трудом.
Костюмы и грим играют важную роль в создании сценических образов.  Вы убедитесь в этом, как только Шлих станет «толстым» за счёт того, что к своему животу он привяжет подушку и наденет пиджак, рубашку большого размера.  А умело наложенное небольшое количество грима позволит ещё больше усилить тот или иной образ.
Объясните детям, что гримироваться на сцене следует ярче, чем в жизни.  Чтобы обнаружить те места, на которых надо рисовать морщины, вначале надо поднять брови, нахмуриться, прищуриться.  Обнаружив свои природные морщины, надо провести по ним карандашом и «состариться».

«СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-ЦАРЕВИЧЕ И СЕРОМ ВОЛКЕ»
Инсценировка по сказке В. А. Жуковского

Действующие лица
Рассказчик
Царь Демьян Данилович
Клим-царевич
Петр-царевич
Иван-царевич
Жар-птица
Серый Волк
Царь Далмат
Царь Афрон
Прекрасная Елена Касимовна
Матушки и нянюшки – 3–4 человека

Постановка.
Вначале педагог рассказывает детям о Василии Андреевиче Жуковском.
Человек разносторонней одаренности и исключительною трудолюбия, Жуковский был не только замечательным поэтом, «гением перевода», по словам Пушкина, но и отличным музыкантом и превосходным рисовальщиком Он хорошо гравировал на меди и сам иллюстрировал многие свои стихотворения».
Среди стихотворений Пушкина, посвященных Жуковскому, есть одно, начинающееся такими словами:

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль

Предсказание Пушкина сбылось.  Стихи и сказки Жуковского и сегодня, хотя они написаны около ста пятидесяти лет назад, пленяют и радуют нас.  А происходит это потому, что они исполнены светлого чувства любви к людям, к природе, полны действия и написаны лёгким, живым и звучным языком
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе.  Увлечённый народной поэзией, песнями и сказками, сам уже написавший «Сказку о пoпe и о работнике его Балде» и «Сказку о медведихе», Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир-состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок.  Жуковский охотно принял вызов.  В результате этого соревнования Пушкиным была написана «Сказка о царе Салтане», а Жуковским «Сказка об Иване царевиче и Сером Волке» и «Сказка про царя Берендея».  Работа над сказками очень полюбилась обоим поэтам.  В последующие годы Пушкин пишет еще несколько сказок.  Новые сказки написал и Жуковский.

Постановка этой инсценировки отличается от всех тех, в которых до сих пор участвовали дети.
В этой инсценировке исполнители лишены слов.  Педагог или кто-либо из родителей очень выразительно читает сказку, а маленькие актеры действуют.  Даже тот текст, в котором есть прямая речь, произносит не ребенок, исполняющий данную роль, а чтец сказки.
Необходимость в такой, принципиально новой постановке объясняется следующим.
Во-первых, для эстетического развития ребенка очень важным является хранить «стихов пленительную сладость».
А передать очарование поэзии В. А. Жуковского ребенок этого возраста при всем желании не сможет
Во-вторых, маленький актер, лишенный слова, активнее и точнее передаёт жесты, его движения становятся более осмысленными, он лучше видит и слышит своего партнёра.
На первом этапе работы над инсценировкой педагог побуждает детей перечислить те события, в ходе которых проявляются характеры героев.  Так, например, «сыновья уговорились ночью не спать и сторожить вора.  Клим и Демьян заснули, а Иван-царевич притаился, сидел, не шевелясь, глядел прилежно».  Но, отмечая основные черты характеров героев, важно понимать, что в них переплетаются разные чувства и побуждения, и поэтому, исполняя их роль на сцене, надо избегать чрезмерной прямолинейности.
Так, Иван-царевич, являясь положительным героем, тоже допускал много ошибок.  Но и в этом проявляются его человеческие качества, присущие любому человеку.
Наши наблюдения показали, что верное понимание характеров героев положительно влияет на качество исполнительской деятельности маленьких актеров.
Работая над сценической выразительностью движений, надо продумать действия героя, а потом попытаться найти жесты, которые будут весьма значительными для передачи смыслового наполнения той или иной сцены.
Например, сцена первая.  Пропажа яблок.  Как с помощью жестов показать «великий недочет» яблок и горе царя? Выходит царь.  Он любуется яблоней.  Трогает яблоки, вдыхает их аромат, «глотает слюнки» от предвкушения ощущения их вкуса во рту. И вдруг обращает внимание на пустую веточку.  Начинает искать яблоко под яблоней.  Может быть, оно упало? Но там его нет.  Тогда царь начинает лихорадочно пересчитывать все яблоки.  Ошибается, начинает снова и, наконец, всем своим видом показывает зрителям, что «великий недочёт» налицо.
Аналогичным образом, при активном участии всех детей, должны быть проанализированы все сцены инсценировки.  Действия, жесты, движения придумывают все дети.  Но может случиться и так, что при продумывании действий, движений арсенал выразительных средств будет не равнозначным.  Поэтому педагог в роли режиссера вправе отобрать только те сцены, которые представляют исполнительский интерес, а от остальных можно отказаться, ограничиваясь лишь воспроизведением стихотворного текста.  Рассказчик просто читает, а зрители слушают.
Авторы пособия рассчитывают на профессионализм педагогов и поэтому не ограничивают их инициативу и фантазию.

ВЕСЁЛЫЕ МЕДВЕЖАТА
Театр марионеток

Действующие лица
Мама-медведица
Медвежата.
Медвежат дети изготавливают на занятии по художественному труду, а затем дома, с родителями «одевают» своего героя, превращая его в мальчика или девочку.
Маму-медведицу изготавливает педагог/19/.

Постановка.  В возрасте 6 лет дети уже могут осуществлять управление куклой-марионеткой, как сидя, так и стоя.
Большинство детей этого возраста уже умеют целенаправленно строить свою деятельность, регулировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, устанавливать различные отношения между мотивами и целями, подчиняться определенным требованиям и т. п.
Задача педагога состоит в том, чтобы эффективно использовать эти возможности ребенка для его развития.  Поэтому нельзя ограничиваться простым манипулированием куклой-марионеткой, а надо наполнить театрализованную деятельность детей определенным развивающим содержанием:
-самим придумать сказку, историю про медвежат, охватывая различные стороны жизни и фантастические сказочные ситуации;
-включать в инсценировки ситуации, содержащие нелепость, комическое в скрытом смысле поступка, действия, намерения героев.
Один из авторов нашей программы «Из детства – в отрочество», известный детский психолог В. А. Недоспасова разработала методические приёмы создания комического, которыми педагог может воспользоваться в работе с детьми.
Педагог предлагает детям придумать несколько смешных историй, которые можно было бы включить в инсценировку про медвежат. 
У детей этого возраста образная память и образное мышление.  Поэтому комическое строится как преобразование образов. 
Медвежата попали в дом, увидели обычные предметы быта, но не знают, как ими пользоваться, и поэтому предпринимают неверные действия (надевают очки, чтобы лучше заснуть).
Используют смешные назначения предметов (пустую бутылку, расчёску – в качестве музыкальных инструментов, мягкого пушистого котёнка – для того, чтобы о него после мытья можно было вытирать лапы).
В случае возникновения комических ситуаций объектом превращения могут выступать окружающие предметы быта, способы действия, поведение: рассматривая мясорубку, пылесос и др. , строятся самые невероятные предположения о назначении этих предметов; наблюдая за мальчиком, который пришел домой и раздевается, медвежата приходят в ужас, предполагая что «он снимает свою шкуру».
В начале воображение детей как бы опирается на наглядную ситуацию.  Затем оно отрывается от неё и образ (его преобразование) уже опирается в большей степени на речь.  Поэтому дети от лица медвежат могут придумывать всякие невероятные истории.
Так как времени для подготовки спектакля вполне достаточно, то конструирование детьми комического может осуществляться при участии родителей.  Ребенок забирает свою куклу-марионетку домой, и они вместе с мамой «одевают» её и придумывают что-нибудь смешное для выступления.
Все, что придумано детьми и родителями, педагог анализирует, обобщает и создаёт инсценировку.
В качестве сцены для театра марионеток используется пол, который в зависимости от изображаемых в спектакле событий покрывается тканью соответствующего цвета.  Так, например, первое действие инсценировки будет происходить в летнем лесу.  Ткань – трава лужайки, а в качестве деревьев, цветов используются те предметы, которые сделаны детьми на занятиях художественным трудом.
Для детей-артистов стулья ставятся полукругом, близко друг к другу.  Их колени и ноги до пола закрываются единым, большим полотном ткани, благодаря чему маленькие куклы-марионетки хорошо видны зрителям Важно, чтобы цвет покрывала не совпадал с цветом кукол.  Поэтому для него лучше использовать ткань светлых, нейтральных тонов.
После того, как дети проявят интерес к показу спектакля о медвежатах, педагог проводит традиционную работу, предусмотренную нашей методикой:
от изобразительного образа дети переходят к выбору характера своего героя, дают ему кличку;
с помощью нити учатся управлять движениями своего медвежонка в зависимости от его характера;
отрабатывают интонацию.
Во время репетиции очень важно следить за тем, чтобы дети действовали последовательно и организованно, и сохранялся простейший принцип управления куклой-марионеткой – если кукла говорит, он двигается. 

«КТО КОЛЕЧКО НАЙДЕТ?»
Инсценировка сказки С. Я. Маршака

Действующие лица
Рассказчик
Девочка Оля
Кошка
Гусь
Курица
Индюк
Сорока

Постановка
Осуществляя постановку этой, довольно простой, инсценировки, педагогу следует уделить особое внимание средствам сценической выразительности.
При этом важно понимать, что показ данной инсценировки не является самоцелью.  Гораздо важнее привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться определенных результатов в использовании движений, мимики, жестов как средств выразительности. 

Организация работы с детьми
После знакомства детей с инсценировкой, педагог объявляет о том, что театральный коллектив их группы будет осуществлять постановку с тремя составами.
Первый состав выступит на празднике, посвященном творчеству С. Я. Маршака, а второй и третий составы будут участвовать в показе инсценировки младшим детям.  Поэтому все дети должны быть готовы к выступлению.  Девочки – к исполнению роли Оли, кошки, курицы и сороки, а мальчики – гуся, индюка и рассказчика.

Работа над текстом
У профессиональных актёров и режиссёров есть такой термин – «вскрыть текст».  Это значит – определить, понять, почувствовать всё то, что скрывается под словами, за словами, между словами, т. е.  что является подтекстом.
Осуществлять такого рода работу над текстом надо постепенно, по мере появления каждого нового действующего лица (появление кошки, затем гуся, курицы и т. д. ).
Благодаря смысловой обработке материала, текст инсценировки легко запоминается детьми.  При этом не механически, а осознанно и в контексте конкретного образа.

Работа над сценической выразительностью
Наблюдения за поведением детей показали, что выразительность их интонаций, жестов, движений на сцене во многом определяется эффективностью предварительной разъяснительной работы, а не количеством репетиций.
Прежде чем ребенок начнёт репетировать, он должен иметь чёткие представления о характере своего героя, его внутренней сущности.
Для того, чтобы дети могли понять, какая кошка, педагог вначале читает её ответ девочке. 
Кошка не отказывается помочь Оле.  В глазах девочки она хочет быть хорошей.  Кошка проявляет даже какую-то видимость деятельности (спрыгивает с печки, добирается до крыльца), но в последнюю минуту отказывается от дальнейших действий.  Она ленивая и ей вовсе не хочется заниматься поисками колечка.  Но кошка хитрая – она не хочет прямо сказать об этом Оле и ссылается на свою занятость.
Педагог может поинтересоваться тем, как дети представляют себе кошку.  Старая она или молодая? Какой окраски её шерстка? Как она двигается?
После того, как дети ответят на эти вопросы, педагог предлагает им ещё раз послушать отрывок из сказки, в котором поэт характеризует движения кошки: прыг, шмыг, клубком, кувырком.  А затем спрашивает у детей, как же на самом деле поступила кошка? Может быть, она вовсе и не спрыгивала с печки, а об этом только рассказывала Оле?
В зависимости от ответа детей педагог строит всю последующую работу над движениями кошки в инсценировке: или она рассказывает Оле об этом, или действительно быстро прибегает на крылечко, но отказывается ей помочь в поисках.
Приступая к работе над следующими образами, педагог может использовать приём, который мастерски применял С. Я. Маршак, описывая движения кошки: прыг, шмыг, кувырком, клубком.  Это звучные, слова, очень точно характеризующие каждое движение.  Поэтому и в дальнейшем педагог может воспользоваться этим приёмом и для показа движений остальных героев инсценировки.  Кроме того, в работе с детьми оказались очень эффективными двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.
Мы рекомендуем двигательные импровизации проводить со всеми детьми, построив их с учётом образов героев инсценировки:
кошки – умываются, гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски, прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького;
гуси – идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег, отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку для того, чтобы она их накормила;
куры – увидели корм и бегут к нему; подзывают своих цыплят; пьют воду, нападают на обидчика, сидят на жёрдочке;
индюки – гуляют, нападают на обидчика, роют землю, разглядывают то, что они нашли;
сороки – рассказывают о какой-то новости; ищут блестящие предметы, стараются незаметно украсть то, что им нравится.
В работе над постановкой сказки-игры должен принимать участие музыкальный руководитель.
Желательно для каждого героя подобрать соответствующую его образу музыку.  Отдельно должна быть представлена и музыкальная тема Оли.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования