Общение

Сейчас 602 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность — важное условие успешного воспитания и обучения. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят в детском саду веселой, интересной, яркой и содержательной.
Одним из эффективных средств воспитательного воздействия на детей являются развлечения. Они обогащают жизнь малышей новыми впечатлениями, вызывают радостные эмоции, закрепляют знания ребят, развивают речь, творческую инициативу, художественный вкус и музыкальные способности, содействуют сплочению детского коллектива. Формы развлечений разнообразны: кукольный театр, самодеятельность детей, драматизация сказок, концерты с участием взрослых, веселые игры-аттракционы, игры-забавы и т. д.

Использование кукол в детском саду.

Особым успехом у ребят пользуется театр петрушек, самый распространенный вид кукольного театра. Петрушки — это куклы, которые надеваются на руку. Сценой в театре петрушек является ширма. Кукловоды, спрятавшись за ширму, управляют куклами и говорят за них. Живая игра кукол увлекает малышей, производит на них сильное впечатление: даже молчаливые и малообщительные дети после спектакля включаются в общие разговоры, вспоминая, что говорили куклы.
Куклы можно использовать не только в спектаклях. Их можно вносить в группу без ширмы, просто на руке воспитателя. Так, например, к детям младшей группы приходит Собачка (Кошка, Зайчик), которую дети знакомят со своими игрушками, затем весело играют с ней в прятки.
Гостем может быть и любимая кукла дошкольников — Петрушка. Это весельчак, шутник, защитник слабых. Смешной на вид, он всегда привлекает к себе своей бодростью и жизнерадостностью. Он не читает нудных наставлений, но никогда не упускает случая показать хороший пример. Он все знает и умеет.
Воспитатель должен тщательно продумать и найти подходящий момент, когда лучше познакомить малышей с Петрушкой. Например, Петрушка появляется в группе с новой красивой игрушкой, дарит ее детям, показывает, как надо с ней играть, или приносит новую книжку, рассказывает, как надо обращаться с книгами. В то же время Петрушка может подарить носовой платок тому, у кого его нет, или отметить, что в группе не политы цветы, поломаны игрушки или кто-то неопрятно одет.
Воспитатель должен хорошо владеть куклой, чтобы создать образ живого существа. Говорить за Петрушку без ширмы не следует. Петрушка должен «шептать» на ухо воспитательнице, которая потом передает детям то, что он «сказал».
Зачастую куклы в детских учреждениях лежат без применения, потому что работники яслей и детсадов не умеют обращаться с ними, не знают, как ими управлять, как показывать их детям. В то же время организовать кукольный театр можно в каждом детском саду. Для этого нужно иметь в достаточном количестве кукол, ширму и простейшую декорацию.
Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами. Среди воспитателей есть энтузиасты, которые сами с увлечением изготавливают куклы или переделывают и приспосабливают обычные плюшевые, поролоновые, целлулоидные, резиновые игрушки (куклы, зайцы, мишки, кошки, лисы и т. д.). Для этого следует их выпотрошить, пришить специальные рукавички с патронками для пальцев.
Ширма для кукольного театра в детском саду может быть самой простой, т. е. обыкновенной трехстворчатой. К исполнению ролей в спектаклях привлекаются по возможности все сотрудники детского сада.

Подбор репертуара и музыкального оформления для кукольного театра

Организовывая кукольный театр в детском саду, следует всегда помнить, что он является не только средством развлечения, но и имеет большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, правдивость, смелость, отзывчивость и т. д.
Так, в спектакле «Зайкина избушка» показан смелый, находчивый Петух, всегда готовый помочь товарищу в беде. Пьеса «Теремок» помогает воспитанию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, дружбы.
При выборе репертуара следует учитывать интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Спектакль «Как Кот Котофеич Зайку обидел» не следует показывать детям младшей группы, так как им трудно будет понять суть происходящего, а вот сценка «Петрушка и Бабушка в гостях у ребят» доставит малышам удовольствие и в то же время научит бережно обращаться с игрушками.
Музыка — неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Малыши легко запоминают песни и музыку, которая сопровождает спектакль. Поэтому мелодии должны быть простыми и легко запоминающимися.
Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Например, показ сказки «Теремок» сопровождается одноименной русской народной песней в обработке Т. Попатенко, а спектакль «Петрушкин цирк» — звучанием различных музыкальных инструментов и игрушек: Дружок «играет» на пианино, Зайка Скок — на дудочке, Кошка — на металлофоне, Петрушка — на звоночках. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме. Музыка подчеркивает ритмичность движений кукол.
Иногда музыкой могут сопровождаться отдельные моменты спектакля. Например, в спектакле «Таня и ее друзья» четыре музыкальных эпизода: выход зайцев, песня зайцев, песня зрителей и заключительная песенка всех персонажей.
Для исполнения зрителями следует брать песни, разученные на музыкальных занятиях: «Бобик» (спектакль «Петрушка и Бабушка в гостях у ребят»), «Веселая девочка Алена», «Лошадка Зорька», «Петушок», «Бубен» (спектакль «Петрушкины игрушки»), «Теремок» (спектакль «Теремок»), «Песенка дружных» (спектакль «Зайкины подарки») и т. д.

Как сделать ширму

Ширму можно сделать самим или с помощью родителей. Очень удобна в работе с куклой простая трехстворчатая ширма, которую можно сделать с задником (рис. 1).
Ширма состоит из трех рам, соединенных между собой петлями. Рамы сделаны из планок (4X4 см). Высота ширмы —160 см, ширина средней части— 110 см, боковых частей — 50 см. Высота задника — 40 см. Рама для него на 20 см. шире средней части ширмы. Задник вставляется в гнезда, сделанные на концах боковых створок. На него натягивается панно, которое является общим фоном декорации. Сама ширма обтягивается однотонным материалом мягких оттенков, чтобы куклы на ее фоне выглядели красочно. Можно наклеить какой-нибудь строгий белорусский орнамент или узор в стиле показываемого спектакля.
Передняя планка ширмы представляет собой грядку с отверстиями, куда вставляются различные предметы, необходимые для спектакля (деревья, кусты, домики, бугорки и т. д.). Предметов, декоративных деталей следует иметь в достаточном количестве.
Декорации должны быть красочными, но не слишком пестрыми. Для постановок используют плоскостные декорации, имеющие четкий контур. Только те декорации, которые ставятся на переднем крае ширмы, делаются полуобъемными. Не следует загромождать ширму большим количеством декораций: она должна быть свободной для игры кукол.

Ширму лучше сделать с занавесом. Для этого к средней раме ширмы справа и слева прикрепляются две стойки высотой 40 см. В верхние части стоек ввинчиваются два крюка, между которыми натягивается стальная проволока (рис. 2).
Сверху к стойкам прибивается рейка, которая дает возможность туго натянуть проволоку. Чтобы кольца и проволока не были видны, к рейке прибивается ламбрекен' из такой же ткани, что и занавес.
Занавес состоит из двух полотнищ, которые подвешиваются на кольцах. Для того чтобы занавес полностью закрывал сцену, два крайних кольца А и Г привязывают к крюкам. Через остальные кольца протягивается шнур, с помощью которого открывается и закрывается занавес. Шнур проходит через все кольца занавеса № 1 и завязывается за кольцо Б, затем пропускается через все кольца занавеса № 2 — туда и обратно, привязывается к кольцу В и опять продергивается через все кольца занавеса № 1. Концы шнура должны быть разного цвета, один — открывает занавес, другой — закрывает. Раскрытый занавес служит кулисами, из-за которых появляются куклы.
Если нет возможности сделать такую ширму, можно использовать открытую дверь, которую затягивают однотонным (спокойного, мягкого цвета) материалом до такой высоты, чтобы взрослый, находящийся за ней, не был виден. К косякам двери неподвижно прикрепляется доска (6—8 см шириной) с большим количеством отверстий разной величины, куда вставляется нужная декорация.

Так, работая над пьесой «Как Кот Котофеич Зайку обидел», нужно проследить за судьбой главного действующего лица — Зайки, этого робкого, честного труженика. Он построил себе дом, пустил Кота жить, а тот за добро не добром заплатил, как обещал Зайке, а злом. Дети должны понять, что Коту удалось заполучить дом только потому, что он имел дело с доверчивым существом вроде Зайки. Кот вовсе не храбрый сибирский владыка, он хвастун и обманщик. Медведь выступает в роли доброго товарища. Объединившись с ребятами-зрителями, он помогает Зайке выгнать Кота из дому.
Подробный разбор всех событий, происходящих в пьесе, и поступков каждого персонажа в отдельности дает возможность исполнителям уяснить характеры действующих лиц, их взаимоотношения. Так, Колобок (из одноименного спектакля), которому зритель симпатизирует, попадает в беду по собственной вине, из-за своего легкомыслия и хвастовства. Дети должны понять, в чем его ошибка, и сделать для себя определенные выводы.
Разобрав пьесу, нужно приступить к распределению ролей между участниками спектакля. При этом очень важно учесть характеры действующих лиц, внешний вид куклы, соотношение голоса будущего исполнителя роли с внешностью куклы и голосом других исполнителей. Кукловод, работающий с двумя куклами, обязательно должен брать разнохарактерных героев (например, Медведя и Лису или Волка и Мишку и т. д.), что дает возможность более правдиво передать тембр голоса того или другого персонажа.
Очень полезно прочитывать пьесу по ролям. Тексты надо учить наизусть. Большое внимание следует уделять правильной, четкой и выразительной речи. Во время репетиции надо следить за тем, чтобы движения кукол совпадали со словами, добиваться эмоциональности, правдивости исполнения, передачи характерных особенностей персонажей.
В таких спектаклях, как «Теремок», где у ширмы должны находиться одновременно несколько участников спектакля, следует разработать мизансцены так, чтобы каждый точно знал, где в какой момент он находится « что делает.
В некоторых спектаклях, помимо персонажей, принимающих непосредственное участие в действии, есть и роли другого характера, например ведущий. Ведущий находится не за ширмой, как другие исполнители, а перед ней и выступает как сказочник, который вводит детей в представление, устанавливает определенный контакт кукол с детьми, по ходу действия вносит ясность, если это нужно, создает определенное настроение, оживляет просмотр, углубляет восприятие спектакля. Роль ведущего лучше поручить воспитателю с хорошей дикцией, приятным голосом.
Из всего сказанного следует, что воздействие спектакля на детей в большой степени зависит от умелого подбора репертуара, художественного и музыкального оформления, слаженности игры кукол. Чем тщательнее проработан материал, чем ярче он подан, тем легче он воспринимается детьми, тем эффективнее его эмоциональное воздействие на маленьких зрителей.

Театр кукол на руках детей

Несложные, предельно наглядные действия персонажей кукольных спектаклей, яркие, четко выраженные образы будят творческую инициативу детей, вызывают у них желание самим играть в кукольном театре. При помощи игрушек малыши разыгрывают увиденное. Такое увлечение нужно поощрять и помочь детям самим поставить спектакль. Для этого вполне приемлемы такие пьесы, как «Колобок», «Теремок», «Зайкина избушка».
Воспитатель должен помочь детям организовать кукольный театр. Следует по росту детей сделать удобную, устойчивую трехстворчатую ширму (высота 120 см, ширина боковых створок — 40 см, передней — 80 см). Кукол можно использовать и самодельных и из набора ВТО, но обязательно нужно подогнать патронки в перчатках кукол по руке ребенка.
Воспитатель учит ребят, как обращаться с куклами, показывает, как надо надевать их на руку. На музыкальных занятиях и на занятиях по родному языку дети знакомятся с литературным и музыкальным материалом сказок.
Работая над спектаклем, воспитатель или музыкальный руководитель стремится вызвать у детей интерес к исполнению той или иной роли, учит правильно передавать характерные особенности действующих лиц, работает над интонацией, темпом, выразительным чтением текста.
Вместе с воспитателем маленькие артисты принимают участие в изготовлении декораций к спектаклям, рисуют пригласительные билеты, узоры для рубахи Деда и сарафана Бабы (сказка «Колобок»), раскрашивают деревца, делают веточки.
Готовые спектакли старшие дети показывают малышам. Это большая радость для тех и других. Повторяя сказки-спектакли несколько раз, маленькие артисты начинают вносить что-то свое, новое в спектакль, находят интересные и правильные движения, полнее характеризующие героев сказки. У детей развиваются выдумка, речь, воображение, память.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования