Общение

Сейчас 1910 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В предыдущей главе мы рассмотрели театрализованные игры и упражнения, основанные на импровизации ситуаций. Как уже отмечалось, подобные задания доступны в основном детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также являются прекрасным тренингом и для студентов — будущих педагогов. Однако с какого возраста лучше всего заниматься с детьми играми-драматизациями? Как не упустить благоприятный момент, когда ребенок, не обремененный никакими комплексами, готов к подобным играм? Ведь чем раньше удастся привлечь детей к активной творческой деятельности, тем успешнее будет их развитие. Итак, попробуем рассмотреть включение различных игр-драматизаций в процесс общения с ребенком.
Если рассматривать инсценирование поэтических и музыкальных произведений как синтетический вид деятельности, включающий пение, декламирование, пластику, мимику и т. д., то можно считать первыми драматизациями частушки, игры-потешки и другие малые формы фольклора, в которых органично соединяются слово, музыка, движение (например, известные всем с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и др.). В раннем возрасте дети очень любят подобные игры, эмоционально реагируют па музыку, образное слово, движение. Малыши быстро запоминают отдельные слова и наиболее яркие словосочетания, пытаются подражать взрослому и затем действовать самостоятельно. Контакт со взрослым (телесный и эмоциональный) чрезвычайно важен для развития ребенка, его здоровья — духовного и физического.
В младшем дошкольном возрасте дети могут быть более самостоятельны в инсценировании небольших стихотворений и песенок. В 3-4 года ребенок уже владеет связной речью, движения его разнообразны и выразительны, но действия часто бывают непроизвольными и спонтанными. Поэтому младших дошкольников лучше всего привлекать к совместному со старшими детьми и взрослыми обыгрыванию несложных стихотворений и песенок. В подобных ситуациях ребенок охотно подражает старшим и с большим удовольствием играет свою роль, которая чаще всего сводится к выполнению выразительных движений, иногда с включением отдельных слов и звукоподражаний («пи-пи-пи», «ко-ко-ко», «чик-чирик», «мяу-мяу» и пр.) либо одной-двух коротких реплик.
В возрасте 4-6 лет у детей развиваются произвольное внимание, память, речь становится более самостоятельной и выразительной, движения — более координированными. Это дает возможность ребенку данного возраста самостоятельно исполнить свою роль, взаимодействуя с другими участниками инсценировки. У педагога появляется возможность подбирать для драматизации все более разнообразные произведения — не только потешки, маленькие песенки, стихи, но и сказки — такие, как «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.
В работе очень удобны сценки, где дети тренируются произносить одни и те же слова с разной интонацией. (См. Приложение — сценка «Ягодка»).
Репертуар для детей среднего и старшего дошкольного возраста можно значительно расширить, если педагог попробует самостоятельно инсценировать разнообразный поэтический и песенный материал. Начинать нужно, конечно, с самых коротких стихов. Например:

—    Ты почему расплакался?
—    Об кошку поцарапался!
В. Орлов

Эта маленькая шутка может быть использована как игра-соревнование на самое выразительное исполнение. Кроме того, ее можно исполнить как вариант игры «Узнай по голосу». Организовать это можно следующим образом:
1.    Выбирается водящий (считалкой или по жребию), которому завязывают глаза. Водящий становится в центре круга.
2.    Все дети идут по кругу (под музыку или удары бубна), с окончанием музыки останавливаются. На счет «Раз-два-три!» — громко «плачут» (хором).
3.    Водящий подходит к кому-либо из детей, берет его за руку и спрашивает: «Ты почему расплакался? »
4.    Ребенок отвечает водящему: «Об кошку поцарапался!»
Если водящий узнал отвечающего и назвал его имя, то они меняются ролями. Если не узнал — игра повторяется с тем же водящим.
Далее приведем еще несколько примеров инсценирования стихотворений.
Инсценирование стихотворения «Васильки» Г. Галиной
Последовательность работы:
1.    Познакомить детей со стихотворением «Васильки». Обсудить его содержание, предлжить детям представить себя на месте девочек, цветов.
2.    Драматизация стихотворения.
Действующие лица:
Цветы Васильки — несколько детей
Мотыльки — несколько мальчиков
Две Девочки (условно можно дать им имена)
Мама — воспитатель или старшая девочка

Под музыку (любой легкий по характеру звучания вальс) Цветы танцуют, между ними порхают Мотыльки. Весь танец строится на самостоятельной импровизации движений. С окончанием музыки дети останавливаются в любой красивой позе. Выбегают две Девочки (без музыки), в руках у них сачки.

1-я Девочка: Ах, какие незабудки!
2-я Девочка: Ах, какие васильки!
Обе Девочки: Мы сорвем их! (Наклоняются к цветам).
Мама (подходит к Девочкам):
Нет, не надо!
Я напомню, дети, вам,
Что на солнышке отрада
Жить всем бабочкам, цветам!

Снова звучит вальсовая музыка, все танцуют — Цветы, Мотыльки, Девочки и Мама.

Инсценирование стихотворения «Мотылек» Л. Модзалевского
Последовательность работы с детьми — по аналогии с предыдущим стихотворением.

Действующие лица:
Мотыльки — несколько детей
Ведущий — взрослый или старший ребенок

Под музыку С. Майкапара «Мотылек» порхают Мотыльки (импровизация движений). С окончанием музыки Мотыльки останавливаются в различных позах. Ведущий по очереди подходит к Мотылькам.

Ведущий: Расскажи, мотылек,
Чем живешь ты, дружок?
Как тебе не устать
День деньской все порхать?
1 -й Мотылек: Я живу средь лугов
В блеске летнего дня.
2-й Мотылек: Ароматы цветов
— Вот вся пища моя!
3-й Мотылек: Но короток мой век
— Он не долее дня,
4-й Мотылек: Будь же добр, человек,
И не трогай меня!

Снова звучит музыка С. Майкапара «Мотылек», все танцуют и с окончанием музыки останавливаются в разных позах.

Инсценирование подобных стихотворений предполагает несколько встреч воспитателя с детьми. На первой встрече основная задача педагога — заинтересовать ребят содержанием нового произведения, пробудить у них желание еще раз его послушать. В это же время можно предложить детям подвигаться под музыку, представляя себя «цветами», «мотыльками» и т. д.
В следующий раз педагог предлагает детям придумать, как можно инсценировать стихотворение, какие для этого понадобятся костюмы и атрибуты, как они должны выглядеть, из чего их можно изготовить. Затем вместе со взрослыми готовится все необходимое для драматизации. На музыкальных занятиях идет поиск наиболее выразительных движений, поз, интонаций. На занятиях по изобразительной деятельности изготавливаются эскизы костюмов, декораций. На каждом занятии педагог вновь и вновь обращается к тексту стихотворения, стараясь как можно выразительнее его прочесть. Постепенно дети начинают подсказывать окончания строк, потом запоминают отдельные фразы (особенно те, под которые выполняют определенные движения). Так, постепенно дети непринужденно запоминают все стихотворение.
Мы обращаем внимание педагогов на то, что разучивание текстов стихотворений не самоцель, а средство для их более глубокого восприятия и выразительного исполнения. К сожалению, в практике детских садов до сих пор присутствует механическое заучивание стихотворных текстов (особенно к праздничным утренникам). Такое заучивание для ребенка утомительно, неинтересно, и в результате декламирование стихотворений на детских утренниках маловыразительно. Это значит, что ребенок не до конца понял, о чем данное стихотворение, не ощутил его настроения и не проникся желанием передать его другим. Поэтому при разучивании поэтических произведений основное внимание воспитателя уделяется тому, чтобы дети понимали их содержание, главную мысль и эмоциональный настрой.
В процессе игры, поиска выразительной интонации, жеста ребенок быстрее и легче запоминает текст. В то же время обыгрывание способствует более тонкому осмыслению произведения, формированию духовного строя личности ребенка, его способности сопереживать, понимать состояние игрового персонажа.
Очень удобны для обыгрывания стихотворения «Крокодил и Петух» Г. Сапгира и «Дракон» В. Берестова. Так, при инсценировании первого можно выбрать любую форму — от драматизации до обыгрывания на фланелеграфе при помощи плоскостных фигур. А при инсценировании «Дракона» хорошо использовать пальчиковый театр — ребенок надевает на пальцы (семь пальцев) головы Дракона и разными голосами имитирует речь каждой из них. Другой вариант — несколько детей изображают Дракона: каждый кладет руки на плечи впереди стоящего ребенка, все передвигаются, не расцепляя рук.
После обыгрывания стихотворения можно предложить детям подвижную игру «Поймай хвост дракона». Она заключается в том, что «голова» Дракона (ребенок, стоящий первым, у которого руки свободны) пытается поймать «хвост» (ребенка, стоящего последним), при этом выполняется условие: все передвижения происходят без разнимания рук.
Обыгрывая стихотворение Н. Гернет «Песенка о вежливом чижике», можно поупражнять детей в развитии песенного творчества. Делается это следующим образом.
Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает детям игрушечную птичку—«чижика». Затем, после слов «очень вежливо пропел», педагог поет: «Здравствуй, Ваня» (называет имя конкретного ребенка) и передает при этом птичку в руки ребенку, который поет в конце стихотворения: «До свиданья!».
Инсценировать можно также стихотворения, в которых нет диалогов или прямой речи. Такие произведения, как «Котенок» В. Берестова и «Котенок» А. Барто, дети изображают движениями в соответствии с текстом. После такой пластической импровизации педагог побуждает детей нарисовать то, что они показывали, сравнить, похож ли их рисунок на того котенка, которого дети изображали в движении, и описать словами его настроение.
Включение пантомимики помогает ребенку понять внутреннее состояние котенка, очеловечить его чувства. Все это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и речи.
А вот как, например, можно инсценировать и более объемное произведение — сказку-игру С. Маршака «Кто колечко найдет? «. На первом этапе знакомства с игрой-сказкой воспитатель выразительно читает произведение, разбирает его содержание и затем предлагает ребятам выбрать для себя роль: Оли, Кошки, Гуся, Овечки, Курицы, Индюка, Сороки-белобоки. В игре принимают участие все дети, которые могут меняться ролями по ходу игры.
На втором этапе — разучивания сказки — воспитатель помогает детям найти выразительный жест, позу, мимику; попутно дети запоминают текст наизусть. После того как дети запомнили все слова, научились выразительно их произносить в сочетании с жестами, мимикой, можно перейти к организации игры (третий этап). Приведем пример одного из ее вариантов:
1.    Выбор исполнителей ролей — по желанию детей или считалкой.
2.    Ход игры: дети стоят в кругу, Оля передает колечко закрытыми ладонями из рук в руки (не видно, кому Оля передаст колечко). Одновременно воспитатель читает стихотворение. На слова «Кто колечко найдет? «Оля останавливается.
3.    В соответствии с текстом каждый персонаж входит в круг и говорит свои слова (до этого момента он стоит за кругом). После «монолога» игровой персонаж становится вместе с остальными детьми в круг.
4.    На слова ведущего: «Наша Оленька мала, да сама искать пошла» — ребенок, у которого оказалось колечко, выбегает за круг, Оля пытается его догнать. Условия игры: ребенок должен обежать круг и забежать в центр в том же месте, откуда он выбежал; Оля соответственно бежит тем же путем.
5.    Игра заканчивается словами ведущего: «Воротилась, воротилась Оля на крылечко, а на пальчике светилось у нее колечко!».
Если Оля не догоняет ребенка с колечком, они меняются ролями.
Как показывает практика, включение игрового момента (соревнования, дополнительных игровых условий) способствует более эмоциональному исполнению инсценировки и более легкому освоению текста.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования