Общение

Сейчас 528 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Детский настольный театр — интересное, увлекательное занятие. Тот, кто сделает такой театр дома, сможет пригласить своих друзей и показать им театральный спектакль с декорациями и с движущимися фигурками.
Поставленный вами спектакль можно с успехом показать в подшефном детском саду.
В этой брошюре мы вам расскажем, как сделать настольный детский театр и показать русскую народную сказку «Терем-теремок» (рис. 1).

Материалы для театра потребуются следующие: плотная рисовальная бумага, краски акварель, мягкие кисти, фанерный подрамник, плотный тонкий картон, тонкие круглые палочки размером 3 X 200 мм, ножницы, линейка или угольник, иголка, крепкие нитки, калька, черная тушь и хороший клей, лучше казеиновый — он густой и быстро схватывает.
Начиная работу, внимательно прочитайте объяснение, рассмотрите рисун-ки, заготовьте необходимые материалы, а тогда и приступайте к делу.
Вся подготовительная работа: перевод рисунков на нужный размер, наклейка ка картон, просушка под прессом, раскрашивание, вырезка, склейка, монтаж — потребует большой аккуратности.
Прежде чем переводить рисунки на рисовальную бумагу, ее необходима натянуть на подрамник. Подрамник представляет собой ровный кусок фанеры, с г.борота которой прибиты тонкие рейки. Для ваших рисунков потребуется, очевидно, 2—3 листа рисовальной бумаги. Соответственно столько же подрамников.
Это необходимо, так как раскраска акварелью рисунков увлажнит поверхность бумаги и покоробит её, а натянутая на подрамник, она высохнет и будет ровной. Размер подрамника безразличен, лишь бы он входил в размер бумаги и кругом оставались еще поля шириной 2-3 см.
Оборот листа рисовальной бумаги увлажните мокрой чистой тряпочкой, положите подрамник па самую середину листа, на увлажненную сторону, так, Чтобы кругом подрамника остались достаточные для наклейки поля.
Легко протрите края бумаги выжатой тряпочкой, хорошо смажьте их казеиновым клеем, отогните смазанные края бумаги и приклейте их к обратной стороне подрамника. При этом мягко натягивайте бумагу на края подрамника, протирайте руками до полной приклейки бумаги. Так поочередно обойдите все края подрамника, тщательно заделывая углы, от которых зависит ровность натяжки бумаги после приклейки. Потом поставьте на просушку.

УВЕЛИЧЕНИЕ РИСУНКОВ ДО НУЖНОГО РАЗМЕРА

Формат брошюры не позволяет дать в натуральную величину крупные элементы театра: игровое попе (сцену), домик-теремок, двигающихся персонажей и т. д. Как же перевести все это на необходимый формат? Видимо, лучшим способом может быть система клеточек. Разбитый на клеточки (1X1 см.) рисунок из брошюры перенесите на рисовальную бумагу на другой, нужный размер клеток. Рисунки 2, 2 а, 2 б, 4, 5 и 9 — на размер клеток 4X4 см. Рисунки 3 и 8 — на размер клеток 2X2 см. Как это сделать?
Листы рисовальной бумаги разлинуйте на квадраты 4X4 см и 2X2 см. Возьмите треугольник и начертите на вашем листе прямой угол с произ-вольной длиной сторон. Сосчитайте количество квадратов по длине и ширине рисунка в брошюре и отметьте точками такое же количество квадратов соответственно на горизонтальной и вертикальной сторонах угла. Все точки соедините между собой. Получите площадь нужного вам рисунка. Теперь пойдет более сложная работа. Внутри начерченных вами квадратов отметьте точками все повороты линий рисунка в брошюре и соедините эти точки между собой. Проведенные линии должны как можно точнее повторять контур рисунка оригинала. Получите тождественный рисунок, но уже в новом формате. Особо тщательно переносите на новый формат рисунки животных. Еще раз сверьте полученный рисунок с оригиналом в брошюре, исправьте неточности, сверьте размеры там, где они проставлены — все должно совпадать. Тек необходимо сделать увеличение всех рисунков, кроме рис. 7. Он дан в натуральную величину. Его можно сразу перевести на кальку, а затем на рисовальную бумагу. Рис. 6 ни переводить, не вырезать не надо. Он пояснительный.
Все рисунки на рисовальной бумаге следует обвести черной тушью по контуру, а где требуется, и внутри рисунков провести штрихи и черточки, согласно оригиналам в брошюре. После этого дать высохнуть в течение суток.

РАСКРАСКА РИСУНКОВ

Когда тушь на рисунках высохнет, а это необходимо, иначе при покраске она поплывет по всему листу и испортит рисунки,— можно приступить к раскраске. Для этого используйте краски акварель следующих цветов: желтая яркая, охра, киноварь красная, сиена жженая, коричневая, зеленая светлая, темно-зеленая яркая, синяя берлинская, сажа черная. Белила гуашь на случай необходимости ослабить рисунок или перекрыть его заново. Нужно только иметь в виду, что гуашь — краска кроющая, а не прозрачная, и поэтому добавлять ее в акварель надо ограниченно.
Раскрашивать декорации театра нужно следующим образом.
Терем-теремок—это деревянный бревенчатый дом (рис. 1—2). Стены его нужно красить так: в светлых местах — желтой краской с охрой, в более затемненных — охрой с сиеной жженой, до коричневого цвета.

Крыша теремка Г (рис. 2 а) и крыши М1Н1 выступов М и Н (рис. 3) покрыты соломой, поэтому раскрасьте их в основном желтей краской, а впечатление полосатости придаст охра и несколько коричневых штрихов по желтой краске.

Наличники Ф (рис. 2 а) — обкладки крыши и наличники окон С, Т, Р (рис. 3) покрасьте внутри контуров в светлых местах — желтым или светло-зеленым, более затененные — красным или темно-зеленым, совсем темные или черные — синим цветом. Стекла внутри рам закрасьте черным цветом.


Игровое поле (сцену) раскрасьте сочными ярко-зелеными красками (рис. 4). Начните красить с левого края поля светло-зеленой краской и, добавляя понемногу яркой темно-зеленой краски, усиливайте цвет к правому краю поля до синевы. Дорожку покрасьте охрой.

Лес (елки) красьте сверху вниз, от светло-зеленого до густого темно-зеленого. Елки, покрашенные в брошюре черным, покрасьте синим цветом. Забор — охрой с добавлением коричневой краски в темных местах (рис. 5).

Раскрашивая рисунки животных, необходимо иметь перед собой оригиналы, чтобы видеть силу тона окраски.
Светлые места на рисунке закрашивайте светлой краской, усиливая более темным цветом те места, которые затемнены на оригинале (рис. 2 б).

Шерсть у животных не гладкая, а фактурная, поэтому советуем после раскраски пройтись по рисунку (в затемненных на оригинале местах) более сильной краской, но сухой кистью. Это делается так. Возьмите кистью более темный цвет, немного поводите по бумаге и уж потом делайте кистью штрихи.
Раскрасьте зверей так:
Мышь — серой краской.
Лягушку — от светло-зеленой по краям, до темно-зеленой на спине с черными пятнами.
Зайца — серо-голубой.
Лисицу — от желтой охры до красного цвета с черными штрихами в нужных местах.
Волка — серо-голубой краской с усилением штрихами сухой кистью до черного цвета.
Медведя — от охры де темно-коричневого цвета. Усильте штрихами коричневый цвет там, где нужно, до черного.
И остальных животных, которые будут в окнах теремка, раскрасьте так же.

ПРОЦЕСС СКЛЕЙКИ ТЕАТРА И МОНТАЖ

Когда все элементы покрашены и высохли, срежьте с подрамника натянутый вами лист рисовальной бумаги с выполненными рисунками и приступайте к вырезке и склейке театра. Начнем с самой крупней детали: игрового поля, с указанием на нем нумерацией (в кружках) где что разместить (см. рис. 4). Вырежьте его, наклейте на картон, выдержите под прессом, обрежьте по краям, сделайте круглое отверстие для основания теремка по размеру, указанному на рис. 4, прорежьте щели для забора и елок (шириной в толщину картона). Щели указаны на рисунке 4 цифрами I—II.
Дальше идет теремок. Элементы А, Б, В (рис. 2) вырежьте, наклейте на картон так, чтобы под клапанами картона не было. Клапаны необходимы для склейки теремка. Затем вырежьте по контуру отверстия для окон. Перед склейкой стенок теремка необходимо по пунктирам рисунка сделать надрезы ножиком, не прорезая картон, для удобства сгибов стенок. Детали Е и З (рис. 2) после сгиба приклейте клапанами к полу. А деталь Ж приклейте клапаном к оборотней стороне передней стенки (см. рис. 6 а). Потом вырежьте деталь Д. Сделайте для нее аналогичную по размерам заготовку из картона (без клапанов), мягко согните заготовку по длине, склейте торцы бумажкой и обклейте ее деталью Д, отогнув узкие зубцы (рис. 6 б). Это будет основание под теремок (пень). Затем стенку Б с вырезанным окном приклейте клапаном к полу А с противоположной стороны (см. рис. 6 а). Теперь вырежьте деталь Г (рис. 2 а), наклейте на картон так, чтобы под клапанами картона не было. Сделайте ножом надрезы по пунктирам и согните откосы. Вырежьте детали М и Н (рис. 3), сделайте в них по контуру отверстия для окон, согните по пунктирам, установите в отверстия на крыше Г и приклейте клапанами с оборота откосов крыши (рис. 6 ж). После этого согните по пунктирам крышу Г и приклейте к клапанам боковых стенок теремка, отступя этими стенками на один сантиметр внутрь от края откоса крыши и выпустив торец крыши вперед также на 1 см (см. рис. 6 г). Крышу приклеивайте поочередно к каждой из боковых стенок. На выступы М и Н крыши Г наклейте крыши М1 и Н1 (см. рис. 6 ж).

Деталь В, уже вырезанную вами и наклеенную на картон со свободным клапаном, обклейте еще с оборота плотной рисовальной бумагой, оставив по-прежнему свободным клапан. Обрежете края бумаги точно по контуру детали В, но оставьте при этом еще один клапан со стороны уже имеющегося. Отогнув оба клапана в противоположные стороны, приклейте их к оборотной стороне левого откоса крыши Г, отступя внутрь от переднего края крыши на 1 см (рис. 6 г), но обязательно так, чтобы низ детали В выступал над передней стенкой теремка (рис. 6 а справа). Вырежьте деталь окна B1 (рис. 3), наклейте сначала на картон, а потом на свое место на детали В. Далее вырежьте деталь В2 (балкончик с мухой), согните по пунктирам и клапанами приклейте к детали В1 (рис. 3).
Вырежьте детали К, Л, О и П (окна теремка, см. рис. 3), согните по пунктирам, подклейте сзади рам картон и склейте, как указано на рис. 6 д. Деталь И (переднее окно, см. рис. 3) вырежьте, согните по пунктирам (рис. 6 е), подклейте картон к обороту рамы и к задней стенке, где обозначено место для приклейки головы волка, и склейте раму с оборотом (рис. 6 е). Между задней стенкой и картоном вклейте еще кусок ткани так, чтобы один конец остался свободным. Прикрепите его к картонному рычагу длиной 7 см. При помощи этого рычага будете открывать и закрывать окно (см. рис. 6 е). Для того чтобы окно плотно закрывалось, на расстоянии 4 см от нижнего конца рычага приклейте картонный упор. Чтобы упор точно лег на края пола теремка, приклейте его так, чтобы он не заходил за отметку 4 см (рис. 6 е). Когда по ходу спектакля понадобится открыть окно, снимите рычаг с упора, продвиньте его вперед и заведите за другой упор из кусочка картона в полу А. Упор сделайте на расстоянии 1,7 см от края пола (рис. 6а слева и е). Чтобы закрыть окно, оттяните рычаг назад, а упор рычага закрепите за край пола А,
Вклейте рамы К, Л, О, П и И в оконные проемы в стенках теремка и выступах на крыше Г. Раму И — нижним клапаном к обороту передней стенки теремка, а рамы К, Л, О, П остальных окон приклеиваются боковыми клапанами: рамы К и П с левой, а Л и О — с правой сторон. Рамы должны свободно открываться и закрываться левой рукой «показывающего» изнутри (рис. 6 в).
Вырежьте наличники для окон (детали Р, С и Т, см. рис. 3), подклейте под них кусочки картона, смажьте их клеем и прикрепите наличники на свои места: Р — на переднее окно, а С и Т — на боковые. Наличники выступов X вырежьте, согните по пунктиру, склейте головками (рис. 3) и приклейте к отогнутым кверху клапанам крыш М1 и Н1 (рис. 6 в).
Наличники-обкладки Ф крыши Г (рис. 2 а) наклейте на картон, вырежьте и приклейте к отогнутым вверх клапанам крыши рисунком в сторону зрителя. Перекрест наличников между собой не склеивайте.
Через левый верхний угол правой стенки теремка проденьте нитку с узелком на конце и через отверстие в детали Ж спустите ее внутрь теремка. Длина нитки 13 см. Кончик нитки длиной 2 см вклеивается в сложенный пополам кусочек плотной бумаги (рис. 6 а), нитка натягивается и вставляется в прорезь пола А. Чтобы по ходу спектакля изобразить разваленный теремок, когда на него забирается медведь, выньте конец нитки из пола А и отпустите.
Когда игровое поле, теремок и лес готовы, склеены, выдержаны под прессом и покрашены, можно приступить к монтажу. Наклейте теремок на пень и вставьте в круглое отверстие игрового поля, предварительно на-клеив картонное и покрашенное зеленым кольцо Ц,— оно даст устойчивость и прочность теремку. Затем вставьте в прорези все остальные элементы декорации: лес, забор, гриб в сделанные для них прорези, согласно нумерации в кружках (рис. 4 и 5), и сцена готова.

Теперь приступайте к вырезанию и склеиванию действующих персонажей.

Лист бумаги с нарисованными головами, туловищами и ляпами животных наклейте на картон и аккуратно вырежьте каждую деталь.
На нижние половины голов волка и медведя с оборотной стороны подклейте второй слой картона (см. рис. 6 з) и обрежьте по краям. Головы медведя и волка свободно укрепите на туловищах в указанных на рис. 2 б точках на узелках с двух сторон. Свободно укрепленные на узелках головы при движении будут свободно поворачиваться и вставать в нужнее положение. Головы других животных вырежьте вместе с туловищами, как изображено на рис. 2 б. Лапы крепите на свои места нитками на узелках (см. нумерацию на рис. 2 б): 1 и 3 лапы — с лицевой стороны, а 2 и 4 — с оборота туловища. Сзади к центру туловища животных торцом приклейте круглую тонкую деревянную палочку диаметром 3 мм и длиной 20 см. Обклейте палочку с одного конца куском бумаги, надрезав верхнюю половинку бумаги на полоски. Эти полоски отогните и приклейте их в центр туловища с оборотной стороны. Потом заклейте это место бумажным кружком, продетым сквозь палочку (рис. 6 и). Палочка даст вам возможность «управлять» зверем.
Возьмите свободный конец палочки двумя пальцами (большим и указательным) и, слегка поворачивая палочку по окружности, продвигайте зверя по сцене. Он начнет двигать ногами, сидеть, прыгать, вставать ка задние лапы, мотать головой, и т. д. Все зависит от движения пальцев.
Учтите, у каждого зверя свой ход, свои повадки, поэтому «показывающий» должен натренировать свою руку — делать движения, характерные для каждого зверя. Например, заяц выходит на сцену скачками, садится, привстает на задних лапах, лисица выходит крадучись, петляет, волоча хвост, а медведь идет солидно, раскачиваясь, также садится, качает головой, машет лапами, а затем подходит к теремку, лезет на него и разрушает.

ДУБЛИКАТЫ ЗВЕРЕЙ (в окнах)

В каждом окне в нужнее по сценарию время появляются поочередно головы зверей, все, кроме медведя. Вырезанных и склеенных животных вы для этого использовать не сможете. Во-первых, потому что они громоздки, а во- вторых, для удобства показа головы зверей должны быть вклеены в окошки теремка. Вырежьте их по рисунку 7.

Согните по пунктирам головы зайца, лисицы и волка и склейте клапанами: головы волка и лисицы в носовой части, голову зайца — в лобовой. Головы мыши и лягушки плоские. Уши волка вырежьте отдельно и приклейте к голове в указанных местах. Затем голову волка шейным клапаном приклейте к задней стенке центрального окна. А клапан языка — к обороту рамы в указанном на рисунке 6 е месте. Голову лисицы приклейте шейным клапаном к задней стенке правого окна Л, а нижним клапаном — к скругленному подоконнику.
Голову зайца также вклейте в левое окно. Головы мыши и лягушки при помощи отогнутых клапанов приклейте в окна выступов крыши (в левое — мышь, в правое — лягушку).

Ребята, мы предлагаем вам расширить возможности этого театра. Если к имеющимся персонажам добавить еще, например, колобка, петуха, кота, старика, старуху, их избу и домик для кота с петухом, то можно на этой же сцене сыграть спектакли по мотивам других русских народных сказок, например: «Колобок», «Кот, петух и лиса» и т. д.

Даем в брошюре дополнительные рисунки: деда, бабки, кота-мурлыки, петушка-гребешка, колобка (рис. 8), избушки деда с бабкой (рис. 9) и избы петушка-гребешка (рис. 10).



ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Принимающих участие в показе могут быть двое: один — «показывающий», другой — «читающий» текст. Но может быть и один «показывающий», если он хорошо знает текст сказки.
Прочтите сказки, напечатанные в конце брошюры. Постарайтесь выучить их наизусть или хорошо запомнить содержание.
Установите прочно на краю стола игровое поле (сцену) с расставленными декорациями. Рядом поставьте стул или табурет, на котором разложите в порядке действия сказки всех персонажей: мышь, зайца, волка и медведя с правой стороны, а лягушку и лисицу — с левой, чтобы при показе не путать и чтобы все было под рукой.
Если «показывающий» один, то действовать фигурками зверей лучше правой рукой. Левой рукой будете открывать в нужный момент окна, управлять рычагом и т. д.
Чтобы показ действия прошел гладко, «показывающему» необходимо проиграть сказку сначала перед зеркалом, выбрав для каждого персонажа наиболее характерные движения и соответствующие интонации.
Кроме этого, «показывающий» должен совмещать все движения персонажей с текстом сказки.

ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК (русская народная сказка)

Построила муха терем и живет в нем. Летит комар и стучится:
Терем-теремок! Кто в тереме живет!
Я — муха-горюха. А ты кто!
Я — комар-пискун.
Иди ко мне жить!
И стали они жить вдвоем.

Бежит мышка-норушка и стучится.
Терем-теремок! Кто в тереме живет!
Я — муха-горюха.
Я — комар-пискун. А ты кто!
Я — мышка-норушка.
Иди к нам жить!
И стали они жить втроем.

Скачет мимо лягушка-квакушка и стучится:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я — мышка-норушка.
Я — комар-пискун.
Я—муха-горюха. А ты кто!
Я — лягушка-квакушка.
Иди к нам жить!

Скачет зайчик-попрыгайчик и стучится:
Терем-теремок! Кто в тереме живет!
Я — муха-горюха.
Я — комар-пискун.
Я — мышка-норушка.
Я — лягушка-квакушка. А ты кто!
Я — зайчик-попрыгайчик.
Иди к нам жить!
И стали они жить впятером.

Бежит мимо писа. Стук-постук:
Терем-теремок! Кто в тереме живет!
Я — муха-горюха.
Я — комар-пискун.
Я — мышка-норушка.
Я — лягушка-квакушка.
Я — зайчик-попрыгайчик. А ты кто!
Я — лисичка-сестричка.
Иди к нам жить!
И стали они жить вшестером.

Идет волк и рычит:
Терем-теремок! Кто я тереме живет)
Я — муха-горюха.
Я — комар-пискун
Я — мышка-норушка.
Я — лягушка-квакушка.
Я — зайчик-попрыгайчик.
Я — лисичка-сестричка. А ты кто!
Я — волчище-серый хвостище.
Иди к нам жить!

Вот они в тереме живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый и ревет во всю мрчь:
Терем-теремок! Кто в тереме живет!
Я — муха-горюха.
Я — комар-пискун.
Я — мышка-норушка.
Я — лягушка-квакушка.
Я — зайчик-попрыгайчик.
Я — лисичка-сестричка.
Я — волчище-серый хвостище. А ты кто!
А я — медведь косолапый.
Ну, полезай к нам!
Медведь полез в теремок. Лез, лез, лез, лез — никак не мог влезть и говорит:
Я лучше у вас на крыше поживу!
Да ты нас раздавишь!
Нет, не раздавлю!
Ну, полезай на крышу.

Полез медведь на крышу и раздавил теремок. Насилу звери успели из него выскочить.

КОЛОБОК

Жил-был старик со старухою. Вот и просит старик: Испеки мне, старая, колобок.
Да из чего испечь-то! Муки нету.
Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по амбару помети:
авось муки наберется.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по амбару помела — и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто на сметане, скатала колобок, пожарила в масле и положила колобок на окошечко простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям. Перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота — дальше да дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
Колобок, колобок! Я тебя съем.
Нет, не ешь меня, косой! А лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок,
По коробу скребен,
По амбару метен.
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
А от тебя, зайца.
Не хитро уйти!

И покатился дальше. Только его заяц и видел!

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
Колобок, колобок! Я тебя съем.
Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою. — и запел:
Я колобок, колобок.
По коробу скребем,
По амбару метен.
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
А от тебя, волка,
Не хитро уйти!

И покатился колобок дальше — только волк его и видел!

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь. Идет, хворост ломает, кусты пригибает.
Колобок, колобок! Я тебя съем.
Ну, где тебе, косолапому, съесть меня!
Колобок запел свою песню, а медведь и уши развесил.
Я колобок, колобок,
По коробу скребен,
По амбару метек.
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
А от тебя, медведь.
Не хитро уйти!

И покатился колобок — только медведь его и видел! Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:

Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
А колобок опять запел:
Я колобок, колобок,
По коробу скребен,
По амбару метен.
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя, лиса,
И подавно уйду!

Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь-ка мне на носок да пропой еще разок.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на нос и только запел:
Я колобок, колобок,

А лиса «ам» — и съела его.

КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА

Жила старуха, были у нее коровушка, кот да петушок. Коровушку старуха доила, кота молочком поила, петушку зерен сыпала — ешь сколько хочешь.
Хорошо жилось коту да петушку, да не стерпели — напроказили: кот сметану слизал, а петушок на огород забрался, все гряды разрыл.
Увидала старуха, кота оттрепала, а петуха хворостинкой из огорода выгнала.
Обиделись кот да петух.
Пойдем в лес, избу поставим и станем жить вместе.
Сговорились. Пошел сначала кот. Все справил: избу
поставил, печку сложил.
Какова зверушка, такова и избушка: двери соломинкой подпираются.
Приходит кот за петухом:
Пойдем, брат Петя, все готово и печка сложена, только дров нарубить надо.
Пошли кот с петухом. Все обошли, осмотрели. Хороша изба у кота сложена, хороша и печка. На нетопленной ночевали — дров нет. Наутро и говорит кот петушку:
Пойду я, Петя, дрова рубить, а ты на печке сиди, не выглядывай: лиса недалеко живет, не стащила бы тебя.
Ушел кот. Дверь соломинкой заложил, а петух на печи остался.
Сидит он — скучно петушку. А лиса тут как тут.
Уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,
Петя, красный гребешок!
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Нам всем спать не даешь?

А Петька на печке:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не боюсь никого!
Когда хочу, тогда пою.
Тебе какое дело?

С печки соскочил, крылья распустил, хочет с лисой драться. А лисица опять свое. Петух к двери — дверь на запоре. Он на окно:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не боюсь никого!
Когда хочу, тогда пою.
Тебе какое дело?!

Высунулся петух из окна, а лиса его за головушку, за шелкову бородушку, на спину перекинула, да в пес и потащила.
Плачет петушок, кричит:

Котя-коток.
Родименький браток!
Несет меня лиса Во темные леса.
По запутанным дорогам.
По кривым поворотам.
По-за кустикам.
По-за кочечкам,
По-за серым камешкам.
Хочет меня съесть!

Кот услыхал. Кот прибежал. Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну лису царапать.
Лиса биться, лиса трепыхаться. Билась, билась, а петушка отпустила.
Подхватил кот петушка — да домой бежать. Прибежал, говорит петушку:
Зачем не терпел, зачем на лису сунулся! Хорошо, я прибежал, а то бы смерть тебе.
Наутро кот опять собирается дрова рубить. Петушку наказывает:
Смотри, Петя, терпи, лисе не откликайся. На печку садись, крылышком укройся.
Ладно, коток! Ладно, браток! Буду терпеть, на печке сидеть.
Ушел кот. Две соломинки на дверь наложил. А петушок на печке сидит, крылышком укрылся. Сидит, не шелохнется. А лисица тут как тут. Под окошком сидит, ту же песенку поет:

Петушок, петушок!
Петя, красный гребешок!
Маслена головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Нам всем спать не даешь.

Терпит петушок. На печке сидит, тихонько приговаривает:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не боюсь никого!
Когда хочу, тогда пою.
Тебе какое дело?

А лисица все свое, да все громче, да задорнее. Не стерпел петушок обиды, с печки соскочил, крылья распустил, во весь голос завопил:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не боюсь никого! Когда хочу, тогда пою.
Тебе какое дело?!

Да к окну, да с лисицей в драку. А лисица его за головушку, за шелкову бородушку, на спину перекинула — да в лес бежать.
Плачет петушок, во весь голос кричит:

Котя-коток,
Родименький браток!
Несет меня лиса
Во темные леса.
По запутанным дорогам.
По кривым поворотам.
По-за кустикам.
По-за кочечкам,
По-за серым камешкам.
Хочет меня съесть!

Кот услыхал. Кот прибежал. Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены! Ну лисицу царапать! Билась лисица, билась, а петушка отпустила. Подхватил кот петушка — да домой.
Прибежал, петуху выговаривает:
Зачем ты не терпел! Хорошо, я услыхал да прибежал, не то бы смерть тебе.
Наутро кот топор берет, дрова рубить собирается, петушку наказывает:
Смотри, Петя, терпи. Лисе не откликайся. На печку садись, носом в угол уткнись, глазки закрой, крылышком укройся.
Ладно, коток. Ладно, браток. Буду терпеть, на печке сидеть, в уголок смотреть.
Ушел кот. Дверь на три соломинки заложил. Петушок на печке сидит, носком в уголок, закрыл глазок и крылышком укрылся. А лисица тут как тут. Под окошком сидит, громко таково говорит:
Петушок, петушок!
Петя, красный гребешок!
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Нам всем спать не даешь?

А петушок на печке головушку прижимает, не слушает. Пуще лисица поет, дразнит петушка. Не терпится петушку, бормочет под крылышком тихонько:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не боюсь никого!
Когда хочу, тогда пою!
Кому какое дело?

Лисица дразнит петушка пуще прежнего. Петушок из-под крыла голову высунул, погромче приговаривает:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не боюсь никого!
Когда хочу, тогда пою!
Кому какое дело?!

Ой, не терпится петушку! На лавку вскочил, с лавки — на белый пол, к дверям бежит — двери на запоре. Петушок к окну, орет, вопит во всю глотку:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не боюсь никого!
Когда хочу, тогда пою!
Кому какое дело?!

Да с лисицей в драку. А лисица цап за головушку, за шелкову бородушку, на спину перекинула да в лес и потащила.
Петушок кричал, петушок кота звал. А кот-браток далеко был, ничего не слыхал.
Пришел кот с работы — а петушка в избушке нет.
Погоревал, погоревал кот и пошел петуха выручать. Купил кот себе кафтан, красные сапожки, шапочку, сумку и гуспи; нарядился гусляром, пошел к Лисицыной избушке и запел:

Стрень-брень, гусельки,
Золотые струночки!
Дома ли Лисафья
Со своими детками?
Один сын Терентьюшка,
Другой Мелентьюшка,
Третий Алешка-паренек.
Одна дочь Чучелка,
Другая — Получучелка,
Третья — Подмети Шесток,
Четвертая — Подай Челнок.

Послала лиса петуха посмотреть, кто там поет. Вышел петушок. Как увидал кота, чуть было от радости не закричал «ку-ка-реку!»
Подхватил кот петушка — да бегом домой к старухе.
Увидала старуха кота и петуха, обрадовалась.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Проигрывая сказку «Теремок», учтите, что каждый зверь после того как появляется на сцене перед теремком, потом вбегает в теремок и показывается в одном из окон. (Для этого вы вклеивали в окна теремка на соответствующие места дубликаты зверей.)
Возьмите то место сказки, где появляется мышка-норушка. Она одна из первых приходит к теремку. (Муха уже живет в теремке, ее видно на балконе. Комара не должно быть видно. О его присутствии зрители узнают по жужжанию «показывающего».)
Итак, «показывающий» рассказывает:
Бежит мышка-норушка и стучится. (На сцену резво вбегает мышка, видит теремок. Садится)

Терем-теремок! Кто в тереме живет!
Я — муха-горюха.
Я — комар-пискун. А ты кто!
Я — мышка-норушка.
Иди к нам жить!

Мышка еще раз пробежала по сцене и юркнула за теремок. Левой рукой изнутри вытолкните верхнее правое окно. Оттуда выглянет мышка. Перед появлением каждого нового персонажа делайте паузу.
Далее на сцену выскакивает лягушка. Познакомившись с обитателями те-ремка, убегает за теремок. Вытолкните верхнее левое окно. Затем на сцену выскакивает заяц. Делает два-три прыжка, пятится назад, приподнимается на задние лапы и садится. Также знакомится с обитателями теремка и прыжками убегает за теремок. Откройте нижнее правое окно. В нем появится голова зайчика. С левой стороны на сцену крадучись выходит лисица. Видит теремок. Останавливается, привстает на задних лапах. Разговаривает с жителями теремка и крадучись уходит за теремок — открываете нижнее левое окно. Предпоследним на сцене появляется волк. Он идет, обнюхивая сцену, и рычит. Увидел теремок, остановился. Познакомился с обитателями теремка и, не торопясь, вошел в теремок.
Откроете при помощи рычага среднее окно — появится страшная волч,я морда. Потом раздался медвежий рев, и справа из-за ёлок появляется медведь. Он подходит к теремку, обнюхивает его и спрашивает, кто живет в теремке Потом он пытается зайти в теремок, но не может пролезть. Зрители этого не видят, а узнают из рассказа «показывающего». Потом медведь залезет на крышу и раздавит теремок. Делается это так.
Левой рукой снаружи и рычагом изнутри закройте все окна. Конец нитки У выньте из прорези в полу А и отпустите. Крыша теремка осядет, одна стенка отвалится, и получится полное представление развала теремка. Потяните за конец нитку У, вставьте ее обратно в прорезь в полу, и теремок снова цел и невредим.
Перед показом сказки «Колобок», проделайте всю предварительную работу, как и при показе предыдущей сказки. Увеличьте рисунок избы на размер 4x4 см. Наклейте на картон, обведите тушью и покрасьте так же, как теремок, вырежьте. Вырежьте нижнюю часть окна, где потом будет лежать колобок. Подклейте сзади избы (так как она плоская), картонный упор, чтобы изба держалась. Рисунки деда и бабы увеличьте, наклейте на картон, раскрасьте, вырежьте и соберите так, как было указано выше. При этом учтите, обе ноги и одну руку приклейте с оборота фигурки, а голову и вторую руку — снаружи.
Увеличьте, вырежьте и наклейте рисунок колобка. Раскрасьте его. Не забудьте нарисовать глаза, нос, рот. Остальные персонажи у вас есть.
Поставьте избу за забором, ближе к правому краю.
Перед забором ходят дед и бабка, ведут разговор. Потом бабка уходит в дом. Через некоторое время в окне появляется колобок, лежит, «стынет» потом прыгает внутрь избы и выкатывается через крыльцо на дорожку. Начинаются встречи зверей с колобком. Движения персонажей должны совпадать с текстом сказки.
Проигрывая сказку «Кот, петух и лиса», вам придется дважды нарисовать и вырезать лисицу и кота. Только рисунки должны быть нарисованы и наклеены в обратную сторону. Это вызвано тем, что фигурки односторонние. Убегают в одну сторону, а возвращаются с другой.
Когда будете изображать похищения петушка лисой, возьмите в одну руку палочки, приклеенные к фигуркам петушка и лисы, а в другую руку — палочку, к которой приклеена фигурка кота, догоняющего их. Каждый раз, в соответствии с текстом, изображаете драку (фигурки падают), лисица остается, а кот (рисунок, наклеенный в обратную сторону) вместе с петухом возвращаются обратно. И так далее.
Желаем вам успехов!

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования