Общение

Сейчас 388 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В психотерапевтической работе можно использовать кукол, изготовленных промышленным способом, а можно предложить клиенту сделать куклу самому. Многие психологи предпочитают второй путь. Ведь любое изготовление куклы — это своего рода медитация; по моим наблюдениям, уже в процессе шитья куклы происходит изменение личности. Кроме того, у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации.
Все психологи, работающие с куклами, говорят о включении у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов. Попытаемся более детально рассмотреть механизмы воздействия кукол на человека в процессе терапевтической работы.
С позиций психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека. Напомним, что, по мнению 3.  Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения, вызываемого инстинктами жизни и смерти. Эта энергия может направляться как непосредственно на объект, способный удовлетворить возникшую потребность, так и на замещающий объект. Куклы всегда и были такими заместителями: в обрядах жертвоприношения заменяли живых людей, в театральных постановках (впрочем, как и в некоторых обрядах) — богов.
Для защиты личности от конфликта между инстинктами и давлением норм и правил эго человека использует специальные механизмы защиты.?
1.    Проекция — человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение другим людям. Свои мысли и чувства он может проецировать и на куклу, особенно если она безлика и беспола.
2.    Замещение — переадресация инстинктивного импульса с объекта более угрожающего или запретного к менее угрожающему и запретному. Замещение позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства. Кукла, как заместитель, ярко проявляет себя в игре ребенка, который бьет ее вместо родителей или братьев и сестер.
3.    Сублимация — трансформация социально неприемлемых или нереализуемых в данный момент желаний в социально приемлемые или допустимые здесь и сейчас. Невозможность рассказать кому-либо о своих чувствах сублимируется в разговоре с куклой (например, при использовании куклы терра-поппетс).
4.    Идентификация — человек отождествляет себя с более сильной личностью, имитируя, в частности, ее манеру поведения. Быть может, глядя на фигуру бога, порой так похожую на человека, древний человек отождествлял себя с ним и чувствовал себя сильнее? Отождествление с куклой может быть очень сильным
и зачастую пагубным. Достаточно вспомнить историю Синди Джексон, которая подвергла себя многочисленным пластическим операциям только с одной целью— стать такой, как Барби. На сегодняшний день Синди единственная в мире женщина, очень похожая на знаменитую куклу.
К. Г. Юнг сводит к минимуму роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, имеющим врожденный характер. Коллективное бессознательное — это часть психики, сохраняющая и передающая из поколения в поколение общее для всего человечества наследие. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Согласно Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном
бессознательном, общем для всего человечества, это способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей. А «поскольку кукла— это образ человека «в миниатюре», существующий с первобытных времен, становится возможным принять куклу как носителя архетипа».
С каким архетипом можно связать куклу? Олицетворением подсознания являются Тень, Персона (или Личина, Маска), Анима, Анимус и Самость, которые имеют как светлую, так и темную стороны.
В Маске индивидуум является окружающим. Это делается с тем, чтобы произвести впечатление на людей и скрыть свой внутренний мир от чужих глаз.
Концепция Тени играет важную роль в аналитической психологии. Юнг отмечал, что «Тень, отбрасываемая сознающим разумом индивидуума, содержит спрятанные, подавленные и неприятные (или низменные) стороны его личности. Но эта Тень представляет собой не просто противоположную сторону сознательного эго. Тень имеет хорошие качества— нормальные инстинкты и созидательные импульсы. Она может представлять стремление к росту, которое надо всячески поддерживать в себе». Тень — это хранилище жизненной энергии, источник творчества. Сама по себе фигура Тени принадлежит отчасти личному бессознательному, отчасти коллективному.
Анима — это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона, анимус— внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.
Юнг предположил, что каждый человек изначально наделен чувством целостности — могущественным и завершенным ощущением Самости. «Из Самости, охватывающей всю психику, возникает индивидуальное самосознание. Самость можно определить как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания. Самость является центром, постоянно направляющим развитие и созревание личности. Но это разностороннее и цельное состояние психики выглядит первоначально лишь как врожденная, но не проявившаяся возможность. На протяжении жизни человека она может проявиться лишь отчасти и развиться относительно полно».
Анализируя изначальные функции кукол (магическая, обрядовая) и характеристики составляющих подсознания, можно отметить близость куклы к архетипам «Тень» и «Маска». Кукла сама по себе есть попытка изобразить человека в миниатюре, но не настоящего, истинного (чему соответствовал бы архетип «Самость»), а лишь его образ, то есть зримую, видимую часть. Кукла, несущая в себе лучшие качества, воплощает архетип Маски. Куклы, играющие роль «Я неправильный», — воплощение архетипа Тени. Возможно, по мнению Т. Ю. Колошиной, так появились верховые и низовые куклы (подробнее об этом см. раздел «Театральные куклы»). Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.
Представители гуманистической терапии предполагают, что в основе человеческой природы лежит склонность к самореализации, стремление к самовыражению через совершаемый выбор. Представление человека о самом себе, то есть концепция собственного «Я», эволюционирует в соответствии с обстоятельствами и его собственными ответными действиями; оно формируется на основе опыта, который человек переживает в общении с другими людьми. Роджерс называет эту систему представлений «реальным Я». Кроме того, человек склонен видеть себя таким, каким ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, — «идеальное Я». К этому «идеальному Я» и стремится «Я реальное». Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет приблизиться к «идеальному Я», а именно в этом суть актуализации. С позиций гуманистического подхода кукла представляется средством, помогающим «Я реальному» приблизиться к «Я идеальному». Кукла может отражать «Я реальное», и с ее помощью можно более безболезненно получить различный опыт общения. Если кукла станет выражением «Я идеального», то возможна коррекция этого образа или приближение к нему. В своей работе я использую куклу как средство, позволяющее «Я реальному» «набраться опыта», пополнить «банк жизненных ситуаций» (понятие вводится Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой).
Изготовление куклы представители гуманистической терапии обосновывают самоактуализацией.

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования