Общение

Пьесы с музыкой

 

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Рядом с Большим и Малым.
Прокофьев. Ор. 67

Рост творческого авторитета Московского театра для детей, его направляющая роль в рождении новых детских театров стимулировали создание на его основе Центрального детского театра.
Новому театру было предоставлено здание на площади Свердлова в центре Москвы радом с Большим и Малым театрами. Директором и художественным руководителем нового театра стала Наталия Сац.
Естественно, ядром коллектива явились сотрудники, артисты, музыканты, педагоги, прошедшие большой творческий путь в театре на улице Горького.
5 марта 1936 года Центральный детский театр торжественно открылся. Газета «Известия» напечатала приветствие театру, в котором были такие слова: «Партия и правительство предоставили Центральному детскому театру одно из лучших театральных зданий столицы с хорошо оборудованной сценой, с большим зрительным залом, с про-сторным фойе, в которых можно организовать для детей и прекрасное театральное зрелище и веселый отдых
В своем решении о создании театра СНК СССР и ЦК ВКП(б) подчеркнули, что организация и развитие Центрального детского театра «имеет первостепенное культурное значение». Значение это определяется и его названием. Это должен быть центральный детский театр.
Новоселье вылилось в замечательный праздник.
С реорганизацией детского театра его возможности неизмеримо возросли. Круг авторов — драматургов, композиторов, художников — значительно расширился.
По заказу театра известный ленинградский драматург Евгений Шварц вместе с московским композитором Михаилом Раухвергером создали музыкальную комедию «Красная Шапочка» (по Шарлю Перро).
Спустя тридцать лет Наталия Сац снова обратится к Раухвергеру с предложением написать оперу «Красная Шапочка». И часто афиши этих театральных сестер будут соседствовать на рекламном щите.
Валентин Катаев готовит для театра пьесу «Белеет парус одинокий» по мотивам своей повести.
В Центральном детском театре получает свое воплощение давняя мечта Наталии Сац о создании симфонических произведений для детей.
Наталия Ильинична знала, что из всех музыкальных произведений охотнее всего слушают песню — синтез слова и музыки. Она пришла к мысли соединить слово с симфонической музыкой, создать симфоническую сказку, которая познакомила бы детей со звучанием музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
Этой идеей Н. Сац заинтересовала Сергея Сергеевича Прокофьева. Кстати сказать, он к тому времени со своей женой Линой Ивановной и двумя сыновьями пересмотрел почти весь репертуар Московского театра для детей. И тогда же назвал Детский театр Сац детским музыкальным театром, предвосхитив события на тридцать лет!
Из письма Лины Ивановны Прокофьевой (1975):

«Дорогая Наталия Ильинична!
Около сорока лет тому назад, то есть в июне 1935 года, к Вам, в Московский театр для детей, пришли в первый раз Сергей Сергеевич Прокофьев, я и наши два сына, Святослав и Олег, которым было тогда 12 и 7 лет. Шла детская опера Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Как и другие Ваши яркие постановки, она очень заинтересо-вала нас, и мы полюбили Ваш театр. Сергея Сергеевича Вы покорили своей целеустремленностью и кипучей энергией, целиком отданной искусству для детей.
Позже Вы сумели убедить Сергея Сергеевича в необходимости написать музыку для детей, и он начал работать над симфонической сказкой «Петя и волк». Замечательно то, что Сергей Сергеевич так «загорелся», что, почти не отрываясь, приблизительно за две недели написал всю партитуру. Возникновением этого произведения, ставшего столь знаменитым, он был обязан в первую очередь Вам, Наталия Ильинична, Вашей инициативе и непосредственному содружеству с Вами».

Обращение Прокофьева к музыке для детей предопределялось всем ходом культурной жизни страны. Он не мог не заметить роста, количественного и качественного, детской аудитории. Этот процесс, начавшийся еще в середине двадцатых годов, особенно усилился в тридцатые годы. Бурно развивается детская самодеятельность, создаются многочисленные хоры, оркестры, ансамбли, музыкальные кружки. Растет сеть музыкальных школ и училищ.
Прокофьев всегда жаждал встреч с неизведанной аудиторией, и на требования времени он откликнулся живым, конкретным делом.
По поводу создания «Пети и волка» композитор писал в своих автобиографических заметках: «Надобность в детской музыке ощущалась явно, и весною 1936 года я взялся за симфоническую сказку для детей «Петя и волк», ор. 67, на собственный текст. Каждый персонаж сказочки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту».
Образы сказки определили и тембры избранных композитором музыкальных инструментов. Ворчливый, но добрый дедушка — это старый и басовитый фагот; важная, неторопливая, шагающая вперевалку утка — крякающий гобой; хитрая кошка — кларнет в низком регистре; щебетунья птичка — звонкоголосая флейта; страшный волк — сразу три валторны; мальчик Петя — певучий струнный квинтет; выстрелы охотников — большие литавры и барабаны.
И голос чтеца тоже служит музыке. Великий Станиславский говорил, что хорошо произнесенное слово уже музыка, а хорошо спетая фраза — уже речь. Иными словами, интонация голоса рождает музыку, а музыка возвращает нас к звучанию голоса.
Так сама музыка помогает понять свой образный язык.
Появление «Пети и волка» было невероятным событием: не музыка иллюстрировала сказку, а сказка учила слушать музыку!
Тождественность художественного замысла роднит «Петю и волка» с «Путеводителем по оркестру для молодежи» английского композитора Бенджамина Бриттена. Это — вариации и фуга на темы классика английской музыки Генри Перселла.
«Петя и волк» проложил один из путей развития программной симфонической музыки для детей, заключающийся в ее «заселении» музыкальными зарисовками персонажей, хорошо знакомых малышам по сказкам и окружающей жизни.
По степени же насыщения симфонической музыки конкретно ассоциируемыми образами, близкими и понятными детям, прокофьевская сказка имеет, пожалуй, лишь одного предшественника — «Карнавал животных « К. Сен-Санса.
5 мая 1936 года «Петя и волк» был исполнен на сцене Центрального детского театра. Читала сказку, которую автор посвятил Наталии Сац, она сама. Ее герой, бесстрашный Петя, до сих пор совершает триумфальное шествие по странам нашей планеты. Сказку читали с эстрады Жерар Филип и Элеонора Рузвельт. Уолт Дисней экранизировал «Петю и волка». Пластинка с этой сказкой есть, наверное, в каждом доме, где любят музыку.
В советской музыке для детей у «Пети и волка» появились последователи. Уже упоминалось о музыкальной сказке Леонида Половинкина «Володя-Музыкант» — про маленького скрипача и его скрипку, она исполнялась в том же Центральном детском театре.
Тридцать лет спустя композитор Игорь Морозов по предложению детского музыкального театра создал симфоническую сказку «Айболит и его друзья» для чтеца и оркестра, в основу которой положил музыкальный тематизм своего балета «Доктор Айболит».
Наталия Ильинична исполняет «Петю и волка» и сейчас, а на гастролях театра за рубежом — на иностранных языках.
«Наталия Сац не просто комментирует музыкальные зарисовки,
говорит композитор Александр Флярковский, — ее интонации, движения абсолютно соответствуют тому, что переживает и чувствует зритель. Очарование сказочной правды нисходит на вас, вы растворяетесь в магической силе человеческого голоса и симфонического оркестра».

Из книги отзывов Детского музыкального театра:
«Мне очень понравился симфонический концерт. Я прослушала сказки «Петя и волк», «Доктор Айболит и его друзья» и «Синюю птицу». Мне все понравилось, но больше всего оркестр и Наталия Ильинична. Она и музыка меня просто заворожили. Слушая ее, хотелось плакать и смеяться. На следующий концерт я приведу с собой весь класс.
Алена Воскресенская. 1967»

Но вернемся в тридцатые годы.
Когда вышла из печати книга Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и ее прочли на художественном совете театра, Наталия Ильинична отправилась в Детское Село под Ленинградом, где жил тогда писатель.
Предложение написать пьесу для театра заинтересовало его, и он, несмотря на огромную занятость, так увлекся работой, что закончил пьесу уже к началу сезона 1936/37 года, сам привез ее в Москву и прочитал театру.
В этой пьесе-сказке, близкой в некоторых мотивах «Пиноккио» Карло Коллоди, деревянный человечек, вырезанный старым шарманщиком из полена, становится в конце концов настоящим человеком, завоевывая это право в борьбе с хозяином кукольного театра, тираном и стяжателем Карабасом Барабасом.
Буратино с первых минут появления на свет обуревает жажда познания, жажда творчества, он ищет правду, он дерзок и смел, вступается за обиженных и воюет с обидчиками.
Ставила спектакль Наталия Ильинична совместно с Владимиром Королевым. Художником был Вадим Рындин, композитором — Леонид Половинкин.
«Контрасты образов, калейдоскоп приключений, яркое солнце, сменяющее зловещую тьму ночи, сочный юмор, неожиданность событий, выразительность каждого образа, фееричность сказки — вот куда устремлена была режиссерская воля», — пишет Наталия Сац. Эту постановку она считает кульминацией своей режиссерской работы в Центральном детском театре.

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования