Общение

Пьесы с музыкой

 

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


«Загадка» Александра Вампилова

Наша драматургия 60—70-х годов выдвинула несколько заметных новых имен. Это в первую очередь — Михаил Шатров, Александр Гельман, Эдвард Радзинский, Ион Друцэ, Михаил Рощин. Видное место занял среди них и Александр Вампилов, чья жизнь оборвалась трагически рано: он утонул в озере Байкал в августе 1972 года, накануне своего тридцатипятилетия.
Вампилов оставил всего четыре большие и три одноактные пьесы, но критика все настойчивее говорит о его значительном влиянии на всю последующую нашу драматургию, и не только молодую. Вампилов не увидел на сцене лучших своих произведений — «Утиной охоты» и «Прошлым летом в Чулимске». Активный интерес к его драматургии пробудился уже после смерти автора, когда к ней обратились лучшие театры и крупнейшие режиссеры. И тут обнаружилось, что пьесы Вампилова несут в себе «загадку», что их нельзя воплотить на сцене привычными режиссерскими и актерскими приемами.
Дело в том, что в сложных и неоднозначных драмах Вампилова главное никогда не лежит на поверхности действия. За обыденными на первый взгляд характерами и ситуациями, за густым бытовым слоем его пьес скрывается острый внутренний драматизм, философские раздумья, поэтическое восприятие жизненных явлений, приобретающих порой символическое значение. Когда же театры пытаются открыть Вампилова «ключом» современной бытовой пьесы, обострить внешний драматизм, договорить то, что у автора дано лишь намеком, вампиловские произведения теряют свою прелесть и аромат, свое обобщающее философско-поэтическое звучание, выглядят достаточно плоско и ординарно. А между тем они обладают неповторимым обаянием.
В основе драм Вампилова лежит, как правило, тема выбора жизненного пути. Он ставит главных своих героев перед необходимостью нравственного выбора. Либо легкий путь компромисса, приносящий жизненные блага и удовольствия, но неизбежно приводящий героя к измене близким ему людям, а главное — самому себе, своим жизненным принципам и идеалам. Либо трудный честный путь, позволяющий сохранить верность себе, но грозящий немалыми бедами.
Обычно герой выбирает первый путь, соблазненный его легкостью, и платится за это внутренней опустошенностью, одиночеством, безразличием к жизни. А затем, осознав свое самопредательство, вершит над собой суровый суд, доходя даже до попытки самоубийства. Вампилов, как правило, не пишет счастливых, благополучных финалов, он оставляет героя на пороге новых решений, предоставляя зрителям самим додумать его дальнейшую судьбу. За это Вампилова нередко называли пессимистом, не понимая, что он ведет доказательство от противного. Всем своим творчеством драматург решительно выступает против нравственных падений и компромиссов, отступлений от высокой жизненной цели. За суровой, неприкрашенной правдой его пьес скрывается доброе сердце и вера в человека.
Среди многих постановок вампиловских пьес ближе других к постижению «загадки» автора стоит спектакль Московского театра имени М. Н. Ермоловой «Прошлым летом в Чулимске», режиссер которого Владимир Андреев целиком доверился драматургу и добился успеха.
...Когда первые лучи солнца розовят сцену, мы видим стоящий на пригорке старый деревянный дом с чайной внизу. Из калитки справа появляется юная девушка, свежая, как расцветающее утро. Она начинает уборку в чайной и прежде всего, опустившись на колени, чинит сломанный палисадник.
Оживает городок. Раздвигается занавеска, и в окне второго этажа показывается заспанная молодая женщина — аптекарша Кашкина. Стремительным шагом в чайную проходит бухгалтер Мечеткин, он идет прямо через палисадник, разрушая Валину работу. Вечно всем недовольный, Мечеткин, нетерпеливо поглядывает на часы и раздраженно брюзжит, почему еще не пришла буфетчица. Выкатил свой мотоцикл, собираясь на работу, отец Вали. Увидев, что дочь снова возится со сломанным палисадником, недовольно бурчит, на ходу выдает задания на весь день и укатывает...
Пришла наконец буфетчица Хороших с мужем Дергачевым. Они тоже прошли напрямик, через палисадник. Припадающий на протез, давно не бритый, сердитый уже с утра на весь мир, Дергачев обрадовался, увидев пришедшего из тайги старого эвенка Еремеева. До войны, когда еще на фронте ногу не потерял, он часто охотился с ним. Грубо требует Дергачев, чтобы жена поставила им по случаю встречи вина. И добивается своего.
Спустились сверху порознь, словно они не провели ночь вместе, Кашкина и следователь Шаманов, хотя всему городку уже известно, что следователь третий месяц ночует у аптекарши. Они приходят и в чайную поодиночке, делая вид, что случайно встретились. Как освещается Валино лицо при появлении Шаманова, со всех ног бросается она жарить по его заказу яичницу. Даже слепому ясно, что девушка неравнодушна к следователю. А он безразличным взглядом скользнул по Вале, сухо поблагодарил и принялся за еду...
Так неторопливо развертывается привычная, монотонная жизнь небольшого сибирского городка, затерянного среди дремучей тайги. Но постепенно за внешним течением действия, за разговорами и перебранками начинают вырисовываться скрытые мотивы и причины...
Почему так зол на все, и особенно на жену, Дергачев, которого выразительно играет Н. А. Бриллинг? Почему уверенная в себе, самостоятельная Хороших (в сочном исполнении И. Г. Киселевой) постоянно уступает мужу, чувствуя себя виноватой перед ним?
Театр раскрывает, какая трудная любовь связывает этих двух немолодых людей. Дергачев ушел на фронт женихом Хороших. А когда вернулся назад без ноги, у его невесты был уже сын Пашка. И хоть женился Дергачев и любит жену, но до сих пор не может простить ей измены, не может спокойно видеть
Пашку, который приехал в отпуск из города. Из-за него постоянные ссоры в доме. Мать умоляет Пашку уехать поскорее. А своенравный, упрямый парень влюбился в Валю и не хочет уезжать, не добившись своего.
А почему так сонно и равнодушно глядит на мир в это солнечное утро Шаманов? И никак не удается расшевелить его энергичной Кашкиной. «Я на пенсию хочу», — невесело шутит он, но его шутка очень похожа на правду. Очень просто, без малейшего нажима ведет роль Шаманова Станислав Любшин. Он необычайно органичен в этом пассивном, полусонном состоянии своего героя, которому, кажется, все безразлично. Но где-то в самой глубине его души « затаились страшная горечь и злость.
Год назад следователь Шаманов, работавший в большом городе, попытался привлечь к ответственности чьего-то сынка, наехавшего в машине на человека. Из этого ничего не вышло, и жизнь Шаманова круто переломилась: он уехал в глушь, порвал с женой, отгородился от всего панцирем безразличия. Но прошлое настойчиво напоминает о себе. На днях в городе состоится наконец суд, Шаманова вызывают туда как свидетеля, но он твердо решил не ехать. Пусть другие добиваются справедливости, кто помоложе. А он хочет на пенсию.
Все разошлись; в чайной остались только Валя и Шаманов, ожидающий машину, чтобы ехать на следствие. И от нечего делать он заговаривает с девушкой, спрашивает, зачем она без конца чинит палисадник, который все равно сломают.
Но Валя не согласна: она будет чинить палисадник до тех пор, пока люди не научатся обходить его. И тогда она посадит маки. Для нее палисадник — символ чистоты и красоты жизни, чуткости и душевности людей. Вот Шаманов, например, никогда не ходит через палисадник...
На шутливый вопрос следователя, кого она любит, девушка, закрыв лицо руками, в отчаянии выпаливает: «Вы слепой! Слепой — ясно вам?» Шаманов —-Любшин немеет от растерянности, пугаясь внезапно свалившегося на него такого большого счастья. Нет, это не для него, надломленного, разочаровавшегося в жизни. Что может дать он юной, только вступающей в большой мир, полной надежд девушке. Как противен и ненавистен он себе в эту минуту. Если бы хватило силы воли расстегнуть кобуру на поясе и пустить себе пулю в висок.
И в это время в чайной появляется Пашка со своим шумным магнитофоном и угрозами убить следователя, если он будет приставать к Вале. Воплощение грубой и жестокой силы, Пашка — С. А. Приселков не признает ни добра, ни чуткости, которых сам не испытал в жизни. Эгоистичный, себялюбивый, он напролом идет к своей цели.
В голове Шаманова вспыхивает мысль использовать ревность парня, чтобы уйти из жизни. Иронией, издевкой доведя Пашку до белого каления, он бросает ему свой заряженный пистолет и настойчиво подбивает: «Стреляй!» И доведенный до исступления Пашка поднимает пистолет. В наступившей мертвой тишине боек дважды звучно дает осечку, но когда Пашка опускает пистолет вниз, раздается оглушительный выстрел. Й не сразу приходят в себя застывшие в оцепенении Шаманов и Пашка...
Выстрел словно разбудил Шаманова — Любшина. Почувствовав себя на волосок от смерти, он понял что-то очень важное. И торопливо —- ждет машина — пишет Вале записку, назначая ей вечером свидание. Но записка эта не доходит до девушки, ее перехватывает тоже сгорающая от ревности Кашкина.
Любой ценой желая сохранить для себя Шаманова, она идет на прямую подлость и презирает себя за это. Всю эту сложную гамму чувств прекрасно доносит до зрителей актриса Наталья Архангельская. Кашкина убеждает Валю, что Шаманов по-прежнему любит ее, а у девушки нет никаких надежд на него.
И тогда Валя решается на отчаянный поступок — соглашается пойти с Пашкой в соседнюю деревню на танцы, хорошо понимая, чем ей это грозит. Проходя мимо сломанного палисадника, она привычно задерживается, но, махнув рукой, идет дальше: «Нет. Это напрасный труд. Надоело...»
Молодая актриса Татьяна Шумова очень искренне играет Валю, и зрители до конца верят всем ее словам и поступкам, угадывают по ее лицу, глазам, о чем она думает, что чувствует. Вместе с режиссером она создает богатый второй план роли, делая образ Вали живым и объемным.
Сумерки спустились над странным чулимским домом, слабо освещенным уличным фонарем. Зябко кутаясь в платок, тревожно ждет беды Кашкина.
С грустным удивлением сморит она на ставшего неузнаваемым Шаманова. Его глаза оживились, в голосе зазвучала страсть. С ним произошло чудо, он словно снова обрел мир. А Кашкина сквозь слезы признается в своем предательстве...
Вот показалась Валя в сопровождении Пашки. Она совершенно переменилась — потухли глаза, поникли плечи, и вся она будто окаменела. Ледяным тоном Валя обрывает Пашку, требуя, чтобы он не смел больше приближаться к ней. И мы понимаем, какую драму пережила только что девушка.
Вампилов создает здесь очень острую психологическую ситуацию. Совершенно убитая, чувствующая себя оскверненной, сидит Валя у своего дома.
А ничего не подозревающий о случившемся Шаманов говорит ей о своей любви, о назначенном свидании. Вот тогда Валя — Шумова особенно остро ощущает весь трагизм совершенной ею ошибки и горько, безутешно рыдает над своей потерянной чистотой, над тем, что счастье было так близко...
Но когда отец строго допрашивает Валю, с кем она была, девушка ничем не выдает своего волнения. «Она была со мной», — решительно заявляет Шаманов. «Врешь! Я с ней был! Я!» — перебивает его Пашка. А в ответ Валя с деланным безразличием произносит: «Не верь им, отец. Успокойся... Они здесь ни при чем, пусть они не врут... Я была с Мечеткиным... И пусть они больше ко мне не вяжутся...» Жестоким приговором звучат эти тихие, но твердые слова в ушах и Пашки и Шаманова, рдин воспользовался минутной слабостью, пошел напролом и вызвал ненависть девушки. Второй оказался слишком нерешительным, растерялся, не ответил сразу на большую и светлую любовь...
Кончилась страшная ночь. Снова солнце поднимается над Чулимском, снова собираются в чайной знакомые персонажи. Только как изменились, посуровели, посерьезнели они. Даже Пашка аккуратно обошел палисадник. Внезапно Шаманов поднимается и, подойдя к телефону, сообщает, что он решил ехать в город и выступить на суде. Он опять готов сражаться за правду и справедливость и теперь уже, мы верим, не отступится.
Скрипит калитка, и взгляды всех присутствующих обращаются на вошедшую Валю. А она, словно не замечая этого, подходит к палисаднику и привычно начинает чинить его. Старый охотник Еремеев опускается рядом и помогает ей. Жизнь продолжается, и борьба за добро продолжается. И никому не остановить этого стремления, вечного и неистребимого, как сама жизнь.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования